Про Apple Watch и всякие другие умные часы

Новости

Всегда забавно наблюдать за производителями, которые не владеют в полной мере производимым продуктом и не контролируют какую-либо его важную часть: стоит только пойти слухам, что Apple собирается выйти в новую продуктовую категорию, как они начинают дергаться что твой уж на сковородке.

Когда они пытаются на слухах по-быстрому на коленке сбацать что-то похожее, то обычно с треском проваливаются. Хороший пример — рынок смарт-часов. Стоило только прийти в движение машине по производству сплетен, как всякие «Самсунги» с «Алкателями» побросали все и кинулись штамповать непродуманные модели, просто чтобы застолбить место. Иногда Apple позволяет таким компаниям подергаться одно-два поколения, но и этого им чаще всего не хватает для набивания всех шишек.

Apple Watch и всякие другие умные часы

В этом отношении хочется обратить внимание на две модели смарт-часов, представленные на MWC 2015, которые привлекли больше всего внимания и положительных отзывов, — LG Urbane LTE и Huawei Watch. Последнюю модель многие даже назвали самыми красивыми часами на Android Wear. К сожалению, с точки зрения дизайна эта модель — полный провал.

Многие не до конца понимают, что дизайн — это не только внешний вид устройства, но также и работа на уровне создания ощущений и определенного восприятия и вдобавок проработка взаимодействия с пользователем. Если попытаться оценить Huawei Watch с точки зрения дизайна в полном смысле этого слова, а также принять во внимание особенности Android Wear, то в глаза бросаются многочисленные недочеты.

Потребовался гипнотизирующий голос Джонни Айва, чтобы напомнить всем, почему круглые смарт-часы — не лучшая идея. Особенно в том случае, когда в интерфейсе столько всего делается через списки, ведь куча места на маленьком экране просто теряется. Возможным решением могло бы быть увеличение выбранного элемента «лупой», как в доке Mac OS X, но: 1) языку «материального дизайна» Google чужд скевоморфизм; 2) это решение не подходит к целому ряду сценариев, например отображению авиабилета с QR-кодом.

LG Urbane вроде бы в лучшей позиции, потому что корейцы решили использовать собственную операционную систему — webOS вместо Android Wear и изначально прорабатывали интерфейс часовой версии под круглый экран. К сожалению, целому ряду функций, например SMS или кнопкам набора номера на круглом экране, откровенно тесно. А кроме того, ну кому сейчас нужно LTE в часах? Omate помните? Мизерные батарейки и близко не рассчитаны на такую нагрузку.

Основным просчетом в дизайне обоих продуктов является ориентация на классические, можно даже сказать консервативные, «не-смарт»-каноны. Выступающие над экраном ободки и массивные петли для ремней выглядят пафосно и мужественно, но реально отвлекают от происходящего на экране. Что ж вы делаете, это же смарт-часы, они только и нужны для отображения происходящего на экране!

Некоторые обзорщики использовали сравнительное фото Huawei Watch и Moto 360, чтобы доказать, насколько первые круче вторых. Но для меня эта картинка доказывает совершенно противоположное: в Motorola работают дизайнеры с куда более глубоким пониманием сущности смарт-часов и их отличия (практически во всем!) от традиционных «котлов». Увы, в Apple работают еще более башковитые дизайнеры, безжалостно отрезающие все лишние «наследственные признаки», которым нет места в воплощаемом ими видении будущего.

Дизайн нынешнего выводка часов на Android Wear и других платформах определяется вкусами и привычками ограниченного круга гиков, которым не нужно объяснять такие незначительные мелочи, как функциональность, предназначение, польза и потенциал продуктовой категории. Робкие попытки сделать это направление массовым с помощью «классического» дизайна едва ли сработают.

Похоже, Apple опять придется отдуваться в дисциплине «маркетинговые коммуникации» за весь рынок, терпеливо проповедуя истину нормальным людям и тем самым значительно расширяя размер самого рынка. В этом есть глубинный смысл — даже если Apple достанется лишь 10% от расширенного рынка, можете быть уверены, это будут те самые 10%, которые приносят больше половины прибыли.

Огромный плюс широкой аудитории перед отъявленными гиками состоит в том, что обычные покупатели не требуют от производителя максимума возможных функций здесь и сейчас за три рубля. Вместо этого они готовы подождать, пока какая-то потенциально полезная функциональность примет законченный вид, то есть будет стабильно работать, не портить общее впечатление и в целом иметь смысл.

Это касается, например, и встраивания LTE в смарт-часы — с учетом особенностей нынешнего радиопокрытия и емкости батарей здесь и сейчас это просто бессмысленно. Wi-Fi может в ближайшее время стать неплохой золотой серединой, и Google уже двигается в этом направлении — со следующим обновлением в ряде гаджетов на Android Wear заработает Wi-Fi.

В то же время это не означает, что сотовый модуль не появится в Apple Watch в какой-то момент. Напротив, Apple известна тем, что сначала привязывает новую продуктовую категорию к предыдущей, а потом потихоньку ее отвязывает — делает полностью самостоятельным устройством. Сначала для полноценного пользования карманными устройствами Apple был необходим полноценный ПК. Теперь же iPod touch, iPhone, iPad могут быть активированы, настроены и использованы полностью независимо, лишь с небольшой помощью iCloud.

Это делает iPad отличной заменой MacBook для огромного количества людей, которые только потребляют контент. Но вот уж чего в Apple никогда не боялись, так это отъедать рынок у самих себя, поэтому нет причин не верить, что в какой-то момент Watch станет самостоятельным решением, которое превзойдет iPhone и сделает его ненужным. Таков ход эволюции Apple: от персонального к мобильному, от мобильного к носимому.

Бонус-треком тут идет возможность зацепиться за тему биотехнологий. Уже сейчас понятно, что эта отрасль заткнет IT-рынок за пояс и значительно опередит его в реальном влиянии на глобальное качество жизни, попутно сделав некоторых людей (и ряд компаний) очень, очень богатыми. Текущий набор встроенных сенсоров и создание открытой платформы для медицинских исследований ResearchKit — признаки наличия у Apple понимания ситуации и шанса выжить в грядущей революции.