29 марта 2013

«Лайки» Facebook расскажут о вас всё

Новости

Кнопка «Нравится» в Facebook так и просит, чтобы ее нажали. Ведь так просто и приятно нажать «Like» возле понравившегося сообщения в своей ленте новостей, выразить свои симпатии к какой-либо политической партии или группе по интересам или же поделиться со своей социальной сетью новым интернет-мемом. Причем даже самые «сознательные» пользователи социальных сетей, не делящиеся открыто личной информацией, могут многое рассказать о себе, ничего не комментируя, а просто ставя «лайки».

За вами следят через лайки Фейсбука!

Исследователи из Центра психометрики Кембриджского университета Великобритании проанализировали поведение 58 000 добровольцев из Facebook, учитывая их «сетевые» предпочтения. В результате исследования профилей, а также используя ряд тестов, ученые смогли точно определить личности исследуемых: сексуальную ориентацию, политические взгляды и убеждения, национальность и многое другое. Все это только подбросило еще дров в и без того не затухающие дискуссии о защите личных данных и споры о том, какая именно информация должна считаться конфиденциальной. Кстати, такие олнайн-сервисы, как Facebook и Google, давно используют накопленную информацию о пользователях, чтобы выдавать им целевые рекламные и маркетинговые объявления. Но, в отличие от других поведенческих индикаторов, «лайки» общедоступны, и при необходимости этой информацией могут завладеть хакеры и прочие нежелательные элементы.  Разумеется, сама по себе эта информация менее важна, чем банковские данные пользователя, а также сведения промышленного или оборонного толка, но при разведке перед целевой атакой она может быть крайне полезна. Поэтому последствия «лайканья» в плохом сценарии могут варьироваться от «зачистки» банковского счета до кражи интеллектуальной собственности или даже военных секретов.

«Постоянное фиксирование в сети своей жизни, желание узнать что-то о других людях и поиск различной информации могут создать серьезные проблемы, связанные с конфиденциальностью данных и личности», – пишут Михал Козински, Дэвид Стиллвелл и Топ Грейпел (Michal Kosinski, David Stillwell, Тор Graepel) в своей статье, «Особенности личности легко предсказать, используя цифровую фиксацию поведения». Люди могут не сообщать, к примеру, свою сексуальную ориентацию, возраст, однако все это довольно легко определить статистически, опираясь на другие сообщаемые ими данные.

Ученые смогли точно определить сексуальную ориентацию пользователей, политические взгляды и убеждения, национальность и многое другое.

Кембриджские ученые создали приложение под названием myPersonality, которое помогло сравнить данные добровольного анкетирования с полученными результатами исследования. В 88% случаев исследователям удалось точно определить сексуальную ориентацию пользователей Facebook, принимавших участие в исследовании, с вероятностью до 95% установить расовую принадлежность и в 85% случаев – установить политические взгляды исследуемых.

Не только открытые личные данные или сведения о работе, но и даже такие, казалось бы, безобидные вещи, как «лайки» в Facebook, могут быть угрозой для частной жизни или даже личной безопасности человека. Не так давно крупнейшая американская торговая сеть Target весьма успешно использовала данные о своих клиентках для предсказания их беременности. Результатом таких исследований стало применение «точечного маркетинга», который предлагал именно этим женщинам специальные витамины и одежду для беременных. Нельзя не назвать гениальным такой метод определения беременности у незамужних пар, однако во многих культурах и обществах это может быть весьма опасным. «Как показывает этот пример, такие исследования для улучшения продуктов и услуг могут привести и к опасным вторжениям в личную жизнь», – говорится в докладе.

Facebook находится в уникальном положении, поскольку пользователи сети и являются ее основным продуктом. Компания продает рекламу на основе поведения пользователей на сайте и создает инструменты и сервисы, которые помогают собирать дополнительные данные. Например, новая функция Graph Search позволяет пользователям задать весьма узкие рамки поиска на сайте. То есть вы можете использовать этот инструмент, чтобы найти людей, которые работают в той или иной компании, в конкретном городе, которые имеют определенную профессию или общие интересы. Опять же, в зависимости от вашей мотивации, полученные данные могут быть довольно безобидны. Но некоторые эксперты по безопасности беспокоятся, что воровство личных данных, равно как и спонсируемые некоторыми государствами хакеры, отныне представляет собой еще одно оружие для организации целевых атак против крупных компаний и прочих организаций.

«Прогнозирование поведения на основе информации в социальной сети может иметь значительные негативные последствия, поскольку это можно использовать для больших групп людей, не получая их согласия и даже без их ведома, – говорится в докладе. – Коммерческие компании, государственные учреждения или даже просто друзья в Facebook могут использовать определенные ресурсы, чтобы получить всю интересующую информацию, не предназначенную для посторонних глаз. Легко предсказуемы ситуации, когда такие прогнозы, даже ошибочные, могут представлять угрозу для благополучия человека и даже для его жизни или свободы. Важно отметить, что все более возрастающее количество «цифровых следов» в социальных сетях, которые оставляют после себя пользователи, довольно сложно контролировать, поэтому личная безопасность таких пользователей всегда под угрозой».