27 марта 2015

Facebook Messenger как новый центр мобильной вселенной

Новости

Из прошлогоднего отчета исследовательской компании Nielsen следует, что пользователи на большинстве развитых рынков имеют между собой кое-что общее: примерно 40% своего «мобильного времени» они проводят в соцсетях и мессенджерах. Тот же отчет указывает и на другой тренд: всем этим они пользуются в основном именно через приложения, а не через браузер. Например, приложениями Facebook на мобильниках пользуются в 10 с лишним раз больше по времени, чем им же через сайт.

Facebook Messenger как новый центр мобильной вселенной

Еще немного статистики: примерно 80% пользователей Facebook заходят туда именно с телефонов. И сколько бы пользователи ни жаловались на необходимость устанавливать отдельный Facebook Messenger, сейчас это самое важное приложение для компании.

Вчера на конференции для разработчиков Facebook F8 оно приобрело совершенно новое качество, способное поставить мобильный рынок с ног на голову: Цукерберг разрешил десяткам популярных приложений встраиваться в Messenger и взаимодействовать с пользователем прямо оттуда. Речь идет о платформе более чем с 700 млн активных пользователей, которым не нужно будет покидать самое часто используемое приложение, чтобы обогатить разговор «гифками» и видео или даже что-то купить. Потенциал заработка для всех участников поражает воображение.

Марк Цукерберг на Facebook F8 2015

В этом процессе Азия уже впереди планеты всей с приличным отрывом: все популярные там платформы обмена сообщениями содержат богатую дополнительную функциональность, включая вызов такси, онлайн-шопинг, платежи, видео и тому подобное. То есть то, что вчера анонсировали на F8, — это совсем не революционная идея, просто посмотрите, что уже умеет WeChat.

Таким образом, как многие и подозревали, сторонние приложения становятся некими узкоспециализированными микропоисковиками, которые всегда под рукой. Это определенно ставит Google в очень непростое положение, ведь гонку за соцсети и мессенджеры компания с треском проиграла. Переключаться между мобильными приложениями, чтобы что-то найти, скопировать, а потом вернуться и вставить не очень-то удобно, поэтому лучше свести эту необходимость к минимуму.

В результате целая куча рекламных денег без снижения скорости пролетит мимо Google, вне зависимости от того, какая операционная система нынче популярна. Как бы ни приближалась доля Android к 100%, достичь этой отметки популярному мессенджеру куда проще, особенно имея в штате достаточно программистов, способных быстро портировать его под любую популярную комбинацию софта и железа.

Для пользователей это отличная новость: при здоровой конкуренции им больше не требуется покупать другой смартфон, достаточно просто добавить еще одно приложение мессенджера, без необходимости тратить деньги и обзаводиться второй SIM-картой. Что будет делать на этом празднике жизни Apple? То же, что и раньше: продолжать выпускать максимально желанное железо, что само по себе вопрос не только инженерии, но также умелого маркетинга и дизайна пополам с модой.

Из года в год повторяя избитую фразу Марка Андриссена про софт, пожирающий мир (в том смысле, что ПО потихоньку подменяет собой целые отрасли), некоторые позабыли, что вместе с миром софт иногда закусывает и другим софтом, более низкого уровня.