Microsoft HoloLens: как я трогал будущее

Новости Спецпроекты

Эксперименты с виртуальной реальностью с переменным успехом ведутся с тех пор, как компьютеры научились переходить в графический режим. Постепенно техника научилась создавать пусть и отличимые от реальных, но все же вполне убедительные миры, однако тут выяснилось неожиданное: монетизировать полностью виртуальную реальность довольно трудно.

Создание миров — дело затратное, а реально востребованы они только в играх и немного в образовании. Спору нет, рынки довольно большие, однако взрослые люди с деньгами редко находят время на игры, да и учатся они уже не слишком интенсивно.

Microsoft HoloLens: Как я трогал будущее

Поэтому индустрия обратила внимание на реальность дополненную — когда нарисованная картинка накладывается на мир вокруг пользователя. В таком случае охват аудитории гораздо шире, а значит, и денег больше. Можно даже напридумывать немало моделей использования для дойного корпоративного сегмента.

При нынешних технологиях невозможно сделать достаточно емкий источник питания, чтобы насытить действительно мощную начинку. А если использовать железо попроще, реальность получается не слишком-то и дополненной

Однако на пути хорошего, красивого бизнеса встала непреодолимая преграда — размер носимых устройств. Если в случае с виртуальной реальностью пользователь находится в одном месте и почти не шевелится, то реальность дополненная подразумевает встраивание в жизнь.

То есть человек должен жить нормальной жизнью и решать некие привычные задачи, а умное устройство на голове — накладывать поверх происходящего нечто интересное и полезное.

И вот тут начинаются проблемы: при нынешних технологиях производства батарей попросту невозможно сделать достаточно емкий источник питания, чтобы насытить действительно мощную начинку. А если использовать железо попроще, реальность получается не слишком-то и дополненной.

Тем не менее компании ведут активные исследования на будущее, потому что и нормальные батареи однажды все же появятся, и железо когда-нибудь обязательно обретет достаточную производительность в расчете на сантиметр кубический. И тогда сразу можно будет начать зарабатывать деньги.

О довольно… противоречивом опыте с Google Glass читатель, скорее всего, наслышан. Пришло время поговорить об асимметричном ответе на умные очки — системе дополненной реальности Microsoft HoloLens.

В первый раз ее явили миру 21 января 2015 года, во время мероприятия, посвященного Windows 10. Тогда все ограничилось показом со сцены и несколькими видеороликами. Весьма красочными и будоражащими роликами, следует признать.

В конце апреля, на конференции для разработчиков Microsoft Build 2015, HoloLens также посвятили значительную часть главной презентации первого дня, но потом нескольким сотням избранных разрешили примерить систему на себя. Среди них оказался и автор этого поста.

На сцене HoloLens выглядит крайне эффектно. Хотя я не очень точно выразился. Как раз на сцене-то ничего не происходит: на ней стоят люди в шлемах и вертят головами. Но на экранах, куда транслируется картинка с камер, оснащенных специальными насадками, творится волшебство.

Microsoft HoloLens: Как я трогал будущее

Живой человек ходит по комнате, на виртуальных стенах которой появляются экраны с фильмами, на тумбочке стоят трехмерные объекты (как настоящие!), скучные физические объекты на глазах обретают интереснейший виртуальный обвес.

Девочка на сцене показала, как можно изучать тело человека, извлекая из него скелет, сосудистую, мышечную и нервную системы. Я видел, как подобное изучение происходит в наших анатомичках при медицинских университетах. Вариант от HoloLens мне понравился сильно больше.

О том, что находится внутри шлема, Microsoft говорит скупо. Мы знаем только, что для обсчета эффектов там используется специально разработанный HPU (Holographical Processing Unit), а работает все под управлением копии полноценной Windows 10. Я позволю себе несколько предположений.

Первое — HoloLens можно смело называть HolyLens, потому что руку к их разработке явно приложило израильское подразделение Microsoft, которому мы обязаны сенсором Kinect (да, я знаю, что корпорация купила израильский стартап, разработавший эту технологию, но сути это не меняет). Многие наработки Kinect нашли место в HoloLens, и первые слухи о разработке дополненной реальности по версии Microsoft также приходили со Святой земли.

Второе — внутри шлема HoloLens, представляющего собой настоящий компьютер, скорее всего, стоит процессор Intel Core M. Он единственный может обеспечивать приличную производительность (на уровне мобильной версии Core i5 четвертого поколения), не требуя активного охлаждения (пропеллеров в HoloLens нет). Конечно, в финальной версии, если таковая случится, будет использоваться совсем другое железо, но пока выбирать особенно и не из чего.

В общем, со стороны система выглядит очень круто. А как же в деле?

Обычно всякие секретные показы происходят в особых секретных комнатках. Но в Microsoft на маленькие каморки не размениваются, так что для демонстрации HoloLens выкупили на время конференции пару этажей в соседнем от центра Москоне отеле, попасть на которые без специального сопровождения было почти невозможно.

Перед прикосновением к волшебству нас научили правильно надевать шлем на голову (строго двумя руками!), замерили расстояние между зрачками и показали небольшую презентацию, как два молодых человека работают над 3D-моделью здания по Skype.

Да, чуть не забыл: в самом начале мы сдали все электронные устройства, включая смарт-часы, и потому единственным доказательством приобщения к братству HoloLens стали фотографии прототипа шлема за стеклом, сделанные в начале экскурсии. И еще футболка с шлемом на груди.

Microsoft HoloLens: Как я трогал будущее

И вот, когда все предварительные ласки итерации были закончены, нас отвезли на 27-й этаж отеля, где в каждом номере находилось по демозоне HoloLens. Здесь стоит оговориться, что перед началом работы система требует довольно длительной и точной калибровки под условия конкретного помещения, иначе ничего не заработает. Поэтому проводить демонстрацию где попало нельзя. Во всяком случае, пока нельзя.

Я надел заветный шлем двумя руками, как учили. Он был умеренно тяжел. Пластиковая конструкция оказалась довольно теплой на ощупь: трудящаяся внутри электронная начинка давала о себе знать. Фиксируется шлем специальным болтом, конец которого упирается куда-то в район мозжечка. Не самый удачный вариант: у меня почти никогда не болит голова, но тут она сразу же начала ныть.

Десять минут демонстрации я выдержал без особых страданий, но даже полчаса стали бы, наверное, мукой. Конструкция пока тяжелая, не меньше 800 граммов. А жесткая фиксация необходима, потому что стоит глазам хоть капельку сместиться от центра экранов HoloLens — и волшебство исчезает. С большинством очков шлем совместим, если только вы не любитель огромных вычурных оправ.

Microsoft HoloLens: Как я трогал будущее

На презентациях кажется, что дополненная реальность ложится на окружающий мир абсолютно естественно. На деле все немного не так. Надев шлем, вы смотрите на происходящее словно через видоискатель фотоаппарата, снабженного объективом с фокусным расстоянием порядка 50 мм.

На презентациях кажется, что дополненная реальность ложится на окружающий мир абсолютно естественно. На деле все немного не так

Фотографам уже все понятно, а нормальным людям объясню: «полтинник» хорошо подходит для предметной съемки и портретов, но панорамные виды им снимать проблематично. Углы обзора довольно ограничены. Дополненная реальность является через окошко, и, чтобы увидеть все происходящее вокруг, приходится активно вертеть головой.

В рамках демонстрации мне первым делом показали картонный макет ансамбля зданий, расположенных вокруг пустой площади. На этой площади тоже предстоит что-то построить, и это что-то появилось у меня перед глазами. Виртуальное здание выглядело ничуть не хуже картонных собратьев.

Мне предложили изменить его размеры, но не жестом, как люди на сцене (эту часть волшебства пока поручают только доверенным спецам), а старой доброй мышкой. И действительно, здание охотно выросло вверх. Чтобы увидеть верхний этаж, пришлось задрать голову.

Дальше мне предложили совершить виртуальную прогулку по части будущего здания. И сразу же обнаружилось, что при проектировании допущена ошибка: несущая металлоконструкция находится аккурат посреди одного из окон! Об этом мне сообщил инженер Ричард, материализовавшийся в комнате.

Он представлял собой белую фигуру человека, лишенную текстур (вероятно, на текстурах экономят, чтобы не создавать излишнюю нагрузку на чипы). Ричард перенес окно немного вправо — и проблема была устранена. В реальной жизни, наверное, из проекта устранили бы архитектора, допустившего подобный ляп.

Наблюдая за всеми процедурами, я видел и раму окна, и металлоконструкцию, и происходящее «снаружи». Разрешение вида за окном было не слишком высоким, и все же увиденное впечатляло.

Потом в стене передо мной обнаружилась проблемная труба, которая тоже выглядела довольно убедительно. Ричард мгновенно исправил и ее. Наверное, несмотря на иностранное имя, этот виртуальный инженер родом из Кемерово — города, где люди умеют исправлять абсолютно все.

На этом демонстрация и закончилась. Как я понял, все журналисты равны, но некоторые равнее других, поэтому некоторым американским коллегам показали чуть больше. Но для получения представления о нынешнем состоянии HoloLens увиденного хватило.

Стоит ли ожидать эту систему в продаже в обозримом будущем? Нет, не стоит. По нескольким причинам

Стоит ли ожидать эту систему в продаже в обозримом будущем? Нет, не стоит. По двум причинам. Первая — аппаратная. Для комфортного повседневного использования шлем HoloLens должен весить на порядок меньше, а работать от батареи весь рабочий день.

Вполне очевидно, что оба пункта при нынешнем уровне развития железа и — особенно — аккумуляторов недостижимы. И не забываем про углы обзора, которые должны существенно расшириться.

Вторая причина программная. Базовый софт HoloLens есть и работает. Но для продажи продукта пользователю необходимо множество дополнительного контента. Он может быть самым-самым разным, от имитации дорогих интерьеров до виртуальных собеседников противоположного пола. От цифровых муляжей человека до среды 3D-моделирования жестами. Разработка таких приложений потребует много времени и средств, ведь прежде ничего подобного никто не делал.

Получается, что Microsoft надо сначала доделать шлем, сделав его существенно легче и удобнее, потом наладить массовое производство (пока все шлемы собираются вручную), сделать калибровку мгновенной и незаметной, раздать большое количество сэмплов разработчикам, помочь им сделать интересные продукты и только тогда начинать думать о покорении массового рынка. Скорее всего, речь идет о годах, если не о десятилетии. Ведь в процессе внедрения может возникнуть масса подводных камней, о которых мы сейчас даже не догадываемся.

А уж сколько опасностей таит «дополненный» мир… Какой-нибудь альтернативно одаренный хакер взломает детскую игру, и вместо милых котят на вашего ребенка вдруг начнут напрыгивать абсолютно реальные зубастые крысы. Привыкнув к шлему, вы, не снимая его, наберете PIN-код банковской карты, а троян, заблаговременно пролезший в систему, зафиксирует и номер карты, и секретный код на обратной стороне, и сам PIN-код.

Вообще, простор для сбора информации через такой шлем просто безграничен — это вам не «травоядная» веб-камера, которая понуро смотрит в одно и то же место, камеры шлема видят все, что видите вы сами, когда он на вас надет.

И это не говоря уже о том, что существует немало вопросов к взаимодействию дополненной реальности и реальности настоящей, физической. Скажем, увлекшись просмотром кино на виртуальном экране, вы можете столкнуться с вполне реальным стулом или стеной. А если из уютной квартиры перенестись на улицу или в метрополитен, который, как всем известно, является транспортным средством повышенной опасности?

Но и возможностей масса. Тут нет смысла перечислять все потенциальные сценарии применения шлема в народном хозяйстве. Уверен, фантазия подскажет вам массу вариантов.

Microsoft далеко не единственная компания, занимающаяся дополненной реальностью. Все чуют запах денег, и потому вслед за грандами подтягиваются десятки стартапов. С каждым годом их будет все больше. И хотя сегодня и даже завтра сделать готовый массовый продукт не получится, однажды мы обнаружим, что, проснувшись утром, так же естественно надеваем очки дополненной реальности, как когда-то брали в руки смартфон.

Ну или не мы, а наши дети. Все равно хорошо.