22 июля 2015

Благотворительность или мошенничество? Как наживаются на чужих бедах

Новости

Мошенники не брезгуют самыми разными источниками дохода. Кормушкой для них могут стать и сердобольные благотворители, желающие поддержать рублем жертву аварии или тяжелого заболевания. Особенно активно наживаются на животных, но часто встречаются и полноценные фишинговые кампании, которые копируют веб-сайты благотворительных фондов, действительно помогающих людям.

Как мошенники в социальных сетях наживаются на благотворительности

При сборе средств онлайн чаще всего просят прислать даже небольшую сумму, поэтому пользователи отправляют деньги, не тратя время на проверку адресата. Вот только ни одно пострадавшее животное и ни одного больного ребенка эти деньги не спасут, а мошенники таким образом соберут очередной урожай.

Если «крик о помощи» перепостил ваш друг, это абсолютно не значит, что источник надежный. Как часто вы сами делитесь чужими постами, не проверив предварительно информацию? Самый простой способ узнать, не пытаются ли вас надуть, — это скопировать платежные реквизиты в «Google поиск» и посмотреть, не наткнетесь ли вы на предупреждение о мошенничестве.

У нас, например, таким образом получилось проверить следующее объявление:

Как мошенники в социальных сетях наживаются на благотворительности

Как видите, создавая поддельные сайты или слезливые посты в социальных сетях, злоумышленники редко меняют свои реквизиты. Поэтому часто информацию о них можно найти на различных интернет-ресурсах, посвященных мошенничеству в Сети.

Часто в таких объявлениях используются фото из реальных тем о сборе средств. Особо впечатляющие снимки кочуют из одного мошеннического сообщения в другое уже многие годы. Для большей убедительности к фотографиям больного животного прикладывают скопированные со все тех же реальных объявлений сканы справок, чеков, ссылки на группу о сборе средств и реальный благотворительный фонд.

Вот пример подобного объявления: все данные и ссылки в посте совпадают с реальным объявлением фонда «БИМ», кроме реквизитов для перевода денег.

Как мошенники в социальных сетях наживаются на благотворительности

Более продвинутые мошенники могут подготовить и фальшивый сайт, полностью копирующий настоящий. Ссылки в объявлении, показанном ниже, ведут на фишинговый веб-ресурс, имитирующий официальный сайт благотворительного фонда «Русфонд». Отличить их можно по URL в адресной строке браузера. Кроме того, насторожить может тот факт, что для сбора средств указаны реквизиты частного лица.

Как мошенники в социальных сетях наживаются на благотворительности

Не менее действенный вид мошенничества — это указать в объявлении платный номер телефона. Чаще всего для привлечения внимания используют какую-нибудь ну очень душещипательную тему. Так, например, этих щенков лабрадора усыпляют уже не первый год. Аналогичная ситуация и с этим очаровательным выводком далматинцев, которым вроде бы грозит печальная участь Муму.

Как мошенники в социальных сетях наживаются на благотворительности

Что мы хотим посоветовать:

  • Деятельность мошенников вовсе не повод разочаровываться в благотворительности как таковой. Настоящие фонды действительно делают наш мир лучше, стоит им в этом помогать.
  • Однако не стоит верить всем на слово — обязательно проверяйте все объявления с просьбами о помощи. Для этого удобно воспользоваться поисковиком. Проверять следует буквально все: адреса сайтов и номера телефонов, имена и фамилии нуждающихся и платежные реквизиты, используемые иллюстрации и даже сами тексты объявлений — чем-нибудь негодяи обязательно себя выдадут.
  • Для перечисления денег лучше использовать такие платежные инструменты, которые не позволят опустошить ваш банковский счет, если окажется, что вы имели дело с мошенниками.
  • Если вы обнаружили мошенников, сообщите о них всем, кому сможете. В том числе службе поддержки соцсети, платежным системам, которые используют мошенники, и тем благотворительным фондам, под которые они маскируются.
  • А если вам не повезло самим стать жертвой фальшивых благотворителей, не стесняйтесь обратиться в полицию.