Доставка на летающих роботах — случится или нет?

Посылка с небес. С помощью беспилотных летающих аппаратов это станет реальностью. Главное, чтобы её не угнали прямо в небе.

Amazon хочет, чтобы ваши новогодние подарки к наступающему 2016 году привозил не Санта на оленях, а летающий робот. Более того, компания обещает, что подобная доставка, заранее названная Prime Air, будет занимать всего полчаса. Наступит ли это светлое будущее к обещанному сроку и будет ли у него «темная сторона»?

Летающий почтальон доставит посылку в срок.

 

Идея доставлять покупки крошечными вертолетиками очень нравится деятелям логистической индустрии.

Судя по убедительным видео, которые публикуют Amazon и DHL, идея доставлять покупки крошечными вертолетиками очень нравится деятелям логистической индустрии. Ну а простая проверка Parrot AR Drone на том же Amazon позволяет любому убедиться: вполне настоящая летающая машина сегодня стоит всего $300. Почему же запуск услуги планируется через пару лет, а не завтра?  Ответ простой: требуется разрешение FAA и других компетентных органов, отвечающих за авиационную безопасность. Они же его не спешат давать, потому что различных «но» набралось предостаточно.

Вообще говоря, в США, на родине Amazon, сейчас действует самая консервативная политика по беспилотникам. В ноябре принят план развития (roadmap), согласно которому в течение пяти лет будут разработаны общие требования для всех летательных аппаратов без пилота на борту, которые позволят летать им на общих основаниях. С одной стороны, это удобно, потому что самолеты/вертолеты будут летать куда им потребуется без получения каких-либо «точечных» разрешений. С другой стороны, FAA очень настаивает на том, что каждому летательному аппарату нужен живой пилот, пусть даже он не сидит в кабине. Это в значительной мере подрывает всю идею роботизированной доставки, поскольку она сразу перестает быть дешевой. Тем более что к организации, эксплуатирующей подобные самолеты/вертолеты, предъявляется полный список требований как к авиакомпании: сертификация и освидетельствование пилотов, недопущение посторонних к месту, откуда производится управление, и так далее. В общем, даже через пять лет беспилотники могут быть очень даже пилотируемыми, если интересы крупного бизнеса не заставят чиновников от авиации как-то изменить концепцию. В Европе ситуация более демократична. Аппараты весом до 150 кг вообще проходят по категории игрушек и регулируются на национальном уровне. Для более тяжелой техники требуется полный комплекс регуляторных мер, позволяющих беспилотникам интегрироваться в общее авиационное пространство, но в целом им планируется дать зеленый свет начиная с 2016 года.

Что интересно, и в США, и в Евросоюзе уже сейчас в проекте учитываются требования по защите личной жизни. Поскольку любой беспилотник по определению утыкан камерами, как елка — игрушками, а небольшие размеры позволяют ему подлетать очень близко к зданиям и людям, вопрос регулирования фото- и видеосъемки является не праздным. С какой целью она может проводиться, кем, как и когда получать на нее разрешение, где и как долго может храниться информация — обо всем этом предстоит позаботиться законодателям. Потому что коммерческий потенциал у этой информации довольно большой. Представьте себе рекламный e-mail через один день после рободоставки подарка от Amazon: «Мы заметили, что у вас прохудилась черепица на крыше дома».

Летающая доставка. Эффективно, но уязвимо.

Для дистанционно пилотируемой техники важна защита от перехвата управления.

Весьма серьезной проработки потребует вопрос «противоугонной» защиты беспилотников. Он стоит весьма остро уже сегодня, поскольку исследователи безопасности ранее демонстрировали, что GPS-сигнал может быть подменен, в результате дрон можно посадить совсем не в том месте, на которое он запрограммирован. Для дистанционно пилотируемой техники важен другой аспект — защита от перехвата управления. Буквально через день после громкого заявления Amazon был продемонстрирован дрон Skyjack, способный «угонять» вышеупомянутые AR Drone, отключая их от управляющего Wi-Fi-сигнала и переподключая к своему. Ну и, как резонно отмечает FAA, беспилотником можно управлять откуда угодно — из машины, из чистого поля, и никто не мешает злоумышленникам попросту отобрать у оператора пульт управления, тем более что это, скорее всего, будут ноутбук или сопоставимое по размерам устройство. Практика последних лет показывает, что киберкриминал активно ведет разработки, которые могут принести хорошую прибыль, а безопасная дистанционная кража настоящих товаров, как в случае с Amazon, является весьма привлекательной с этой точки зрения. Тем более что «в подарок» к каждой украденной посылке идет робот-вертолет. Он, в свою очередь, может использоваться для самых разных неприятных дел — от шпионажа до терроризма. Именно разного рода намеренные или случайные инциденты с роботизированной летающей техникой являются главным пугалом для властей, поэтому можно не сомневаться, что Санта будет пользоваться санями, а не дронами до того момента, пока не появятся гарантии, что угон или манипулирование беспилотниками невозможны.

Советы