Беспилотные автомобили: пять неочевидных последствий

Попробуем пофантазировать, чего мы лишимся в дивном новом мире беспилотных автомобилей, помимо удовольствия от вождения и возможности свободно угробить себя в ДТП

Беспилотные автомобили: пять неочевидных последствий

Любопытно, как меняется тональность рассуждений о беспилотных автомобилях в СМИ. Если в прошлом году было больше разговоров о том, когда же наступит светлое будущее (да и наступит ли вообще), то сейчас заговорили о последствиях его наступления. Похоже, что от руля нам все-таки хочешь не хочешь, а придется отвыкать.

А значит, пора пофантазировать, чего мы лишимся в дивном новом мире помимо удовольствия от вождения, возможности свободно угробить себя в ДТП и отмазки перед коллегами, зазывающими сходить в бар после работы.

1. Двуспальный родстер

Если машину ведет робот, значит, пассажиру нужно будет чем-то себя занять. Проблем с этим у среднего человека, учитывая современное изобилие электронных устройств, обычно не возникает.

Есть, правда, одна проблема. Когда мы не ведем автомобиль сами, риск того, что по дороге нас укачает, растет. По данным дуэта исследователей из Мичиганского университета, 6–10% взрослых американцев будут постоянно испытывать приступы тошноты и морской болезни при пользовании беспилотными автомобилями.

Эта беда обычно вызвана конфликтом между сигналами, поступающими в мозг от органов зрения и вестибулярного аппарата. Чтение, просмотр видео и прочие подобные активности проблему только усугубляют. Наблюдение за дорогой и сон — наоборот, отмечают авторы исследования Майкл Сивак и Брэндон Шеттл (Michael Sivak, Brandon Schoettle).

Поэтому висеть в Facebook и смотреть телевизор в беспилотной машине с комфортом получится далеко не у всех. Пялиться часами на дорогу тоже не станешь, особенно если ведет робот — невозмутимо и методично. Остается сон. Но современные автомобили для этого не очень хорошо приспособлены — кто пробовал спать в машине, знает. Следовательно, придется менять конструкцию салона. Ну или глотать таблетки от тошноты.

2. Тише едешь — дальше будешь

Беспилотные автомобили будут ездить медленнее обычных, так что для них на дорогах придется вводить специальные полосы, считает колумнист Fast Company Джэред Фиклин (Jared Ficklin).

Мы торопимся и нарушаем правила на дороге по двум причинам, говорит Джэред. Во-первых, из-за собственного головотяпства и привычки выезжать на встречу в последний момент. Во-вторых, мы делаем это в стремлении сократить непродуктивно проводимое время за рулем (конечно, кто-то получает от вождения удовольствие и снимает стресс, но в общей массе это скорее исключение из правила).

Автоматическое вождение обе эти причины должно исключить. Какая разница, где работать за компьютером — в офисе или в дороге (если, конечно, вас не укачивает)? Но на одной полосе вечно спешащий человек и меланхоличный робот вряд ли уживутся — тут дело пахнет инфарктами и возрождением движения луддитов. Стало быть, придется выделять специальные «медленные полосы» для автоматов.

Так что через какое-то время нам придется еще и выискивать дороги, где можно поездить по старинке и получить удовольствие за рулем. Эдакий заповедник для маргиналов.

3. Трудности переходного периода

Дисциплинированные робоводители, обладающие нечеловеческой реакцией и не способные отвлекаться на входящие сообщения и девушек в коротких юбках, вроде бы должны положительно влиять на дорожную безопасность. Однако еще одно исследование, проведенное Сиваком и Шеттлом, ставит эту аксиому под сомнение.

Дело в том, что переход к беспилотному вождению неизбежно займет десятилетия. Автопарк обновляется медленно, средний возраст легкового автомобиля даже в богатых США — 11,4 года. Кроме того, неизбежно найдутся «ретрограды», которые по принципиальным соображениям откажутся от услуг автопилота.

Исследователи считают, что взаимодействие на дороге роботов и живых водителей в ближайшей перспективе может привести скорее к ухудшению безопасности, по крайней мере для второй категории. Средний водитель во многом опирается на способность успешного предсказания действий других участников дорожного движения.

Анализ статистики ДТП показывает, что аварии, в которых участвуют двое мужчин-водителей, менее распространены, чем ДТП с участием двух женщин. Сивак и Шеттл полагают, что это объясняется лучшей предсказуемостью действий пары мужчин за рулем. Предсказуемость же действий роботов для человека остается пока остается непонятной. Даже если ездить по разным полосам.

4. Таксисты против

Многие жители крупных городов отказываются от личного автомобиля по мере того, как удовольствие владения им обходится все дороже, а каршеринговые сервисы, наоборот, дешевеют. Автоматизированные такси в какой-то момент должны стать дешевле традиционных, роботу ведь не нужно платить зарплату. А две машины на семью (среднее значение для американских домохозяйств) могут стать избыточной роскошью — автомат вполне способен последовательно развезти по нужным адресам несколько человек.

Ну и наконец, в отсутствие удовольствия от вождения машина потеряет для многих «романтический» ореол. Какой смысл заботиться о собственной тачке, если это всего лишь рутинное средство передвижения, вроде трамвая?

В сухом остатке получаем: сокращение производства и продаж автомобилей, расцвет каршеринга и забастовки безработных таксистов.

5. На парковку становись

Чтобы компенсировать описанный выше негатив, переключимся на светлые стороны воцарения беспилотников.

Несовершенство человеческого организма заставляет нас держать приличную дистанцию между автомобилями при движении на высокой скорости. Роботы этого недостатка лишены, так что пропускная способность дорог должна вырасти.

С парковкой определенно должно стать полегче. Во-первых, парковаться можно будет без зазоров для открытия дверей — пассажиров проще высадить заранее. Во-вторых, парковки можно делать в два десятка этажей — робот не испугается. В-третьих, совершенно не обязательно парковаться в центре города. Высадил пассажира — и отправляйся на самую дешевую доступную стоянку.

Ну и наконец, об очередях на заправку и мойку можно будет забыть. Робот сам выберет ночью оптимальный момент, когда лучше съездить на ближайшую пустую заправку. И неважно — за бензином, водородом или свежей аккумуляторной батареей.

Все эти попытки заглянуть одним глазом за горизонт, конечно, не претендуют на роль истины в последней инстанции. Да и картинка вероятного будущего выглядит несколько по-разному, если наблюдатель перемещается из Сан-Франциско, скажем, даже в Новосибирск. Однако мир явно меняется. И происходит это на наших глазах.

Советы