«Формула-1» в повседневной жизни

Спецпроекты

Кажется, что ревущие болиды и запредельные скорости навсегда заперты по ту сторону телеэкрана, но в действительности вы сталкиваетесь с «Формулой» каждый раз, когда садитесь в свое авто.

Как высокие технологии приходят в массы
Кажется, что ревущие болиды и запредельные скорости навсегда заперты по ту сторону телеэкрана, но в действительности вы сталкиваетесь с «Формулой» каждый раз, когда садитесь в свое авто.

 

Самый дорогой спорт в мире, «Формула-1» задействует лучших конструкторов и инженеров, не ограниченных ничем, кроме законов физики и строжайших правил Международной федерации автоспорта. На гоночных треках «Формулы-1» обкатываются десятки инноваций, и самые удачные из них находят свое место в серийных автомобилях. Вот какие технологии и удобные мелочи, без которых современный автомобиль немыслим, появились благодаря «Формуле-1».

Полуавтоматическая коробка передач.

Полуавтоматическая коробка передачВпервые она была предложена в 1989 году для модели Ferrari 640. Восемь лет эта технология обкатывалась сначала в «Формуле», а затем перешла в «дорожную» версию Ferrari. А что мы видим сейчас? Чуть ли не у каждого мирового автобренда имеется авто с коробкой-полуавтоматом. Да еще и в бюджетных сериях! Кстати, подрулевые лепестки переключения передач тоже пришли из той же Ferrari.

 

Система рекуперации кинетической энергии.

Система рекуперации энергииДовольно дорогая система KERS окончательно прописалась на «Формуле», позволяя пилотам зарядить аккумуляторы при торможении болида, а в нужный момент отдать накопленную энергию, передавая дополнительную мощность около 80 л.с. (60 кВт). На дорогах совершенно тем же принципом пользуются электромобили и гибридные автомобили, постепенно набирающие популярность.

 

Керамические тормоза.

Керамические тормозаПо своей эффективности они аналогичны обычным стальным. Однако они заметно легче и меньше зависят от температуры. То есть они заметно безопаснее. Кстати, сейчас в F1 все активнее применяют карбон. Пока что эта технология только отрабатывается, но высока вероятность, что скоро мы услышим сначала о специальных версиях обычных машин с карбоновыми тормозами, а затем уже они станут обыденностью.

 

Антипробуксовочная система.

Антипробуксовочная системаВпервые представленная командой Ferrari в 1990 году, система была запрещена в 1994-м, как слишком сильно влияющая на команды пилота и сглаживающая его ошибки. Но именно это и требуется в серийных авто (все эти АБС и им подобные аббревиатуры), и сегодня даже бюджетные машины снабжаются ею. А в Евросоюзе с 2004 года эти системы стали даже обязательными.

 

Спойлер и антикрыло.

АэродинамикаПонятно, что аэродинамика играет ключевую роль в скорости и экономичности всех авто без исключения. Но аэродинамика гоночных автомобилей настолько экстремальна, что воспроизводить ее в серийных машинах невозможно по соображениям безопасности. Но пара старых находок все же появляется на дорогах, обычно в виде тюнинга. Например, антикрыло, увеличивающее прижимную силу на высоких скоростях. Сейчас Ferrari предлагает новую концепцию аэродинамического кузова. Пока что она обкатывается на LaFerrari (F70).

 

Композитный монокок.

Композитный монококБезопасность пилота «Формулы-1» обеспечивается многими системами. Однако в первую очередь его защищает кокпит — тот кокон, в котором он находится. Это единая прочная конструкция, защищающая от ударов. Сейчас используется во многих автомобилях, правда, в основном в «гоночных» версиях. Недавно в Ferrari продемонстрировали новейшую конструкцию монокока, выполненную из композитных материалов. Эти материалы обладают повышенной прочностью, устойчивы к горению и имеют малый вес. Значит, ждем первых серийных автомобилей сначала премиум-класса с композитным монококом через несколько лет. Ну, а там уже и до бюджетных Smart и Ford Ka доберутся.

 

Управление на руле.

Руль Ф1Почти все взрослые люди еще помнят, как на руле автомобиля была единственная (большая) кнопка — подача звукового сигнала. В F1 такая роскошь невозможна, поскольку в сверхтесном коконе пилота разместить элементы управления можно только на руле, и сегодня их несколько десятков. Вдохновленные этим примером, производители серийных авто тоже стали добавлять на руль кнопки.  Все началось с управления автомагнитолой, но появление бортовых компьютеров дало новый толчок процессу, и сегодня на руле находится целая батарея кнопок, обычно ответственных за общение с бортовым компьютером. Более ответственную задачу решает система Manettino от Ferrari. Она вдохновлена рулями F1 и позволяет управлять режимами двигателя и подвески.

 

Телеметрия.

Автомобильная телеметрияЗа «кулисами» автогонок трудится несколько десятков компьютеров, которые в реальном времени собирают диагностическую информацию с 250 сенсоров, установленных в болиде. Об этой интересной теме мы напишем подробнее в отдельном посте, а сегодня отметим, что серийные аналоги уже появились. Вместо того чтобы отвозить машину в сервис и подключать компьютер к диагностическому порту, вы можете запросить техническую консультацию и получить помощь в диагностике дистанционно. Эта функция предусмотрена в BMW Assist, GM On-Star, Mercedes Mbrace, Volkswagen Car-Net.  Удобно? Несомненно. Ставит новые вопросы? Конечно. Прежде всего вопрос о защите передаваемой информации и изоляции бортового компьютера от злоумышленников. Для этого надежная защита нужна как бортовому компьютеру, так и серверам производителя, с которыми он общается. Например, все компьютеры Ferrari защищает решение «Лаборатории Касперского». А вот защитные решения для автомобильных компьютеров — дело будущего, но задумываться о них надо уже сегодня, поскольку первые тревожные вести об уязвимостях в авто уже поступили.