Жизнь в кубе: офисный опенспейс с человеческим лицом

Новости

Вам нравится работать в опенспейсах? Многие наверняка ответят на этот вопрос отрицательно. Претензии, которые обычно предъявляют к открытым офисным помещениям, стандартны: шум, невозможность сосредоточиться, повышенная утомляемость от постоянного взаимодействия с коллегами и так далее. Разгораживание помещения в отдельные «кубиклы» помогает мало, порождая вместо одних проблем другие.

Опенспейс офис

Между тем офисная мода однозначно диктует будущее, в котором персональные кабинеты вымирают как класс. По данным исследования International Facility Management Association, проведенного в 2010 году, около 70% американских офисов имеют свободную планировку, и со временем эта цифра только растет.

В чем проблема?

Разумеется, речь не идет о заговоре работодателей, намеренно измывающихся над своими сотрудниками. У популярности опенспейсов есть экономическое обоснование: они обходятся дешевле. Теснее упаковка сотрудников — меньше плата за аренду — больше прибыль. Арифметика простая и понятная.

Однако имеется в этой логике противоречие. Люди — не машины. И такие эфемерные вещи, как настроение и самочувствие, сильно влияют на производительность труда. А она в конечном счете также трансформируется в прибыль.

Многочисленные исследования этого вопроса утверждают, что проблема отнюдь не надуманная. В опенспейсах люди не только хуже себя чувствуют и менее эффективно работают, но и чаще болеют.

Например, среди тех, кто трудится в больших комнатах и опенспейсах, выше частота кратковременных недомоганий (без медицинской справки), чем у работников в отдельных кабинетах и маленьких комнатах. А работа в помещениях без окон провоцирует депрессию и расстройства сна.

Соответственно, возникает вопрос: как сделать так, чтобы и овцы и волки были целы и довольны. Вот несколько решений, помогающих придать стандартным кубиклам и опенспейсам хотя бы налет человечности.

Уголок интроверта

В принципе далеко не все люди чувствуют себя откровенно неуютно в опенспейсах. Хуже других приходится типичным интровертам, тяжело переживающим невозможность побыть в одиночестве, считает Сьюзан Кейн, объяснившая, кажется, уже всему миру, что именно на плечах интровертов держится весь прогресс.

Поэтому для интровертов в открытых офисах нужно устраивать специально изолированные помещения — примерно как курилки в аэропорту. Один тип комнат адаптирован для работы, требующей концентрации и сосредоточения. Второй — для отдыха от шума и вездесущих глаз, там даже вздремнуть можно. Эту идею Кейн реализует совместно с компанией Steelcase: стоимость меблированного помещения стартует примерно от $15 тыс.

https://twitter.com/joshbancic/status/552208279544541184

Остается, правда, непроясненным вопрос: а что, если в уголок для интровертов повадятся ходить экстраверты? Кто же откажется урвать часок-другой сна посреди рабочего дня? А если удобства предназначены для всех, то как их сочетать с принципами экономии?

Более демократично выглядит решение британской компании Agile Acoustics. Она производит звукопоглощающие панели для офисных перегородок из вторсырья — использованных пластиковых бутылок. Такими панелями с красивыми картинками можно не только обклеить стену, но и, например, отгородиться от чересчур говорливого коллеги. А на следующий день без особой возни переставить их по-другому, чтобы выделить посреди офиса место для совещания.

Нынче здесь, завтра там

Гибкость реконфигурирования вообще считается одним из ключевых требований к современной офисной мебели. То, что вчера незыблемо стояло десятилетиями, сегодня должно подстраиваться под динамично меняющуюся рабочую обстановку.

Например, американская компания Herman Miller в серии Metaform Portfolio использует легкие пластиковые элементы, позволяющие собирать офисную обстановку подобно конструктору Lego. Требуется мозговой штурм и нужно поработать кучно — объединили столы. Идея ясна и нужно ее дошлифовать в спокойной обстановке — разбили группу на кластеры или вообще отдельные кубиклы. И так далее.

Иной подход к организации рабочего процесса исповедует проект испанской компании Menéndez and Gamonal Arquitectos. Здесь сама форма мебели должна провоцировать установление рабочих связей в коллективе. Например, рассаживаясь за столом, похожим на палитру для красок, поневоле с кем-то оказываешься ближе и хочешь не хочешь начинаешь взаимодействовать.

Идея изначально разрабатывалась для университета, чтобы студенты не сидели как буки обособленно, а общались друг с другом. Но в принципе ничто не мешает использовать тот же подход и для корпоративных нужд.

Качели имени короля Артура

Офисы технологических компаний вроде Google или Facebook уже немного приучили насупленный корпоративный мир к пуфикам, мячикам и прочим нестандартностям интерьера. Британский дизайнер Кристофер Даффи предлагает сделать следующий шаг — оснастить комнаты для совещаний вместо традиционной строгой мебели качелями.

Во-первых, раскачиваясь на качелях, труднее нести бессмысленную высокопарную чушь, чем, увы, грешат многие корпоративные сборища. Во-вторых, необычная мебель помогает расслабиться и «выйти за рамки», способствуя рождению креативных идей. Правда, удовольствие стоит денег. Модель «Круглый стол короля Артура с качелями» на 12 персон обойдется примерно в $16 тыс.

А французский дизайнер Бенуа Шаллан считает, что офисную рутину может скрасить индивидуальность рабочих кубиклов. Особенно если каждый из них сделать в форме букв алфавита. Конечно «типографика» такого офиса заметна только при взгляде сверху, но разнообразие отдельных рабочих лабиринтов действительно оживляет обстановку.

Суммируя все вышесказанное, получаем два ключевых тезиса. Первый: опенспейсы — это надолго, и с ними придется смириться. Второй: есть надежда, что на помощь нашей толерантности к данному явлению придут новые технологии, материалы и дизайнерские решения.