18 июня 2014

Много данных — много проблем

Безопасность Советы

Говорят, приумножая знания, мы приумножаем скорбь. Сегодня, учитывая развитие информационных технологий и удешевление носителей информации, эта мудрость особенно актуальна, но не в первоначальном своем смысле, а относительно тех огромных массивов данных, которые мы копим на своих устройствах день за днем, месяц за месяцем, год за годом.

Много данных — много проблем

Каких-то 10–15 лет назад мы с трудом могли заполнить казавшиеся тогда огромными жесткие диски на пару десятков гигабайт, а весь архив нужных нам данных, включая музыку и фотографии, без труда умещался в небольшой стопочке оптических дисков. Сегодня же нам едва хватает дискового пространства, доступного в самих девайсах, и мы вынуждены распределять сотни гигабайт ценных данных по внешним носителям и всевозможным облачным хранилищам. Конечно, купаться в море доступной информации очень приятно и весело, но не приобретаем ли мы таким образом проблем больше, чем решаем при помощи доступных современных технологий?

Непросто сохранить

Первая и, пожалуй, одна из самых насущных проблем — хранение. Дешевый доступ в Сеть и сравнительно доступные цены на физические носители расслабили нас настолько, что мы зачастую бездумно сохраняем локально практически все, что нам кажется важным и нужным. Бесчисленные документы, картинки и фотографии, фильмы и видеоролики, музыка, программное обеспечение — все это копится на жестких дисках в виде фильмографий, дискографий, фотоальбомов, архивов и игротек, занимающих сотни гигабайт. Но однажды, когда внезапно начинает «сыпаться» один из HDD, возникает резонный вопрос: а как все это добро теперь сохранить? Бэкап — разумное (вернее, единственно верное в данном случае) решение, но это долго, особенно при наличии большого количества мелких файлов, и зачастую дорого. Кроме того, свежекупленный HDD тоже не застрахован от внезапной поломки, а собирать дома целую коллекцию жестких дисков — занятие хоть и забавное, но все же сильно затратное.

Есть, впрочем, альтернатива — облачные хранилища: распределенное хранение данных, высокая надежность, доступ через Интернет из любой точки планеты — вот он, казалось бы, идеальный вариант. Да, но только если вы или не очень стеснены в средствах, или владеете довольно скромными по нынешним меркам аппетитами. Например, тот же DropBox позволит вам хранить бесплатно лишь несколько гигабайт, а вот за расширение виртуального дискового пространства придется платить отдельно, что в случае с размещением, например, полутерабайта выльется в лишние $600 в год. Можно, конечно, раскидать все свое добро по десятку бесплатных аккаунтов на разных сервисах, но удобство такого метода не выдерживает никакой критики.

Чем больше данных вы храните, тем сложнее этими данными управлять

Трудно переносить

Вторая насущная проблема, фактически являющаяся продолжением первой, — это перенос всех данных из одного места в другое. С новым айфоном, например, забот минимум: подсоединил старый аппарат к компьютеру, нажал на кнопку, подождал немного, потом подсоединил новый, снова жмакнул кнопку: вуаля — все данные в первозданном виде перелетели на новый смартфон. Но что, если переносить надо не 30 гигабайт, а те же полтерабайта, и не с телефона на телефон, а со старого ноутбука с Windows 7 на новый под управлением Windows 8? Самым простым способом будет, конечно же, соединение двух компьютеров в одну сеть, но это решает лишь проблему передачи информации, но никак не помогает избавиться от другой беды — разрозненности данных. Если вы прямо сейчас можете вспомнить хотя бы приблизительно путь к любому из хранящихся у вас файлов, значит, или вы фанат порядка, или ваш жесткий диск забит менее чем на треть. Во всех остальных случаях, как правило, вспомнить и обнаружить все нужные (и особенно ненужные) файлы — занятие на долгие часы, если не на дни.

В итоге после долгих копаний в недрах HDD, мучительно долгого переноса данных и ритуального форматирования диска на старом ПК мы хватаемся за голову и изрыгаем страшные ругательства, потому что вдруг вспомнили, что забыли на старом компьютере кое-что очень важное. И это третья серьезная проблема!

Страшно потерять

Как известно, чем больше у нас чего-то есть, тем меньше мы это ценим и бережем. К данным это относится не в последнюю очередь. Мы старательно скачиваем себе все фильмы, которые нам понравились, коллекционируем музыку целыми альбомами, набиваем виртуальные папки разнообразными картинками, фотографиями и прочими файлами, в том числе и очень ценными, грея себя мыслью о том, что раз все это добро близко и доступно в любой момент, значит, оно в безопасности.

Но это, конечно же, не так. Как я уже сказал выше, жесткие диски имеют свойство выходить из строя, папки случайно попадают в корзину, а важные документы имеют обыкновение пропадать неизвестно куда неизвестно по какой причине. Да и криптолокеры с вайперами никто не отменял: если в случае со случайным удалением данные еще кое-как можно восстановить, то зашифрованные зловредом файлы привести к исходному виду будет уже невозможно. Так что если потеря пары забавных картинок или папки с дискографией Джастина Бибера еще переживаема, то безвозвратно канувшие в Лету важные документы или какое-нибудь собрание редких аудиозаписей оставят, мягко говоря, неприятные впечатления.

Что делать?

Самый верный способ — отказаться от того, что создает проблемы, то есть от хранения данных вообще. Несмотря на некоторую шуточность совета, подобная парадигма вполне имеет право на жизнь. Ведь, как и в случае с вещами, мы становимся заложниками усердно собираемых и хранимых нами данных. Впрочем, в реальности достичь такого дзена под силу не каждому, так что придется уповать на более щадящие методы.

Хранить музыку, видео и фото локально необязательно: Интернет давно позволяет удовлетворять все свои мультимедиапотребности онлайн.

Во-первых, наведение порядка. Разгребать тонны файлов, копившихся годами, гораздо сложнее, чем упорядочивать их по мере поступления: кино — в свою папку, музыку — в свою, документы — в отдельную и так далее. Это, конечно, потребует некоторого привыкания, но оно того стоит. Начните уборку, не затягивайте.

Во-вторых, поиск и удаление ненужных файлов. Часто бывает так, что со временем на просторах хранилища появляются дубликаты, оставшиеся от старых программ системные файлы и кэш, устаревшие версии программ и прочее барахло. Частично избавиться от них помогут специальные программы-чистильщики, а оставшийся мусор вполне можно разгрести и самостоятельно. Один из моих излюбленных способов: открыть корневую папку и отсортировать в ней все файлы по размеру. Очень часто благодаря этой простейшей операции удается избавиться от кучи совершенно ненужных, но занимающих значительное пространство файлов.

В-третьих, сокращение количества хранящихся локально данных. Привычка «тащить все в дом» в наше время, когда месяц высокоскоростного Интернета стоит не дороже завтрака в кафе, становится все менее актуальной. Нет большого смысла держать дома всю дискографию любимого музыканта, когда она доступна из любой точки планеты через многочисленные онлайн-сервисы. То же касается фильмов и тем более фотографий. Лично я уже не помню, когда последний раз смотрел кино или слушал музыку НЕ через Интернет. В любом случае на дворе не 2000 год, и скачать на плеер несколько альбомов из Сети займет времени лишь немногим больше, чем слить их с собственного жесткого диска.

В-четвертых, грамотное распределение и защита данных. После капитальной уборки все оставшиеся данные стоит разделить на несколько основных типов, например: архивные, рабочие, личные и т.д. Очевидно, чем важнее содержимое каждого из типов, тем надежнее его стоит защитить. Например, сканы важных документов, файлы электронных ключей и прочую важную информацию стоит размещать только локально и только на не подключенном к Интернету носителе. Причем по желанию эти данные можно еще и зашифровать для надежности. Рабочие же файлы, если они не представляют ценности для злоумышленников, уместно закинуть в облако, чтобы иметь к ним доступ и с рабочих, и с домашних устройств. То же касается и прочих данных, которые могут пригодиться в любой момент. Остальное же можно смело закидывать на какой-нибудь внешний HDD, не забыв про упорядочивание.

Конечно, наводить порядок в своих файлах и тщательно его поддерживать, не позволяя данным бесконтрольно разрастаться, — та еще работенка. Но, поверьте, она того стоит: когда-нибудь во время очередного апгрейда или переезда с одного компьютера на другой вы это обязательно почувствуете. А пока можете попробовать провести небольшой эксперимент: откройте диск, на котором хранится основная часть ваших данных, и уменьшите их объем вдвое. Вот увидите, это не так уж и сложно.