Безопасность на борту самолета: 5 главных советов

Советы

Летящий самолет — одно из самых безопасных мест на планете, в которых вы могли бы оказаться. Однако определенные правила все-таки следует соблюдать: тогда полет окажется еще более приятным и комфортным.

Безопасность на борту самолета: 5 советов

Совет 0. Никакой паники!

Если вы боитесь летать, то паниковать, сидя в кресле, уже поздно. Поберегите свои нервы, от вас мало что зависит. Мы понимаем, что некоторых именно это пугает еще сильнее, но… вы же не боялись ехать на такси в аэропорт, совершенно не контролируя водителей встречных бетономешалок, которые иногда внезапно оказываются на «встречке».

Вместо того чтобы переживать, лучше сконцентрируйтесь на том, что вы действительно можете сделать для собственной безопасности

Спойлер: квалификация водителей такси в среднем на порядок ниже квалификации пилотов. То же относится и к разнице в тщательности контроля технической исправности и регулярности техобслуживания.

Поэтому не прислушивайтесь к звуку двигателей, не вглядывайтесь тревожно в лица стюардесс. Как мы уже писали, никто не выпустит в рейс заведомо неисправный самолет, а при возникновении каких-либо проблем в процессе полета пилоты узнают об этом гораздо быстрее, чем вы. Все эти лампочки и экранчики в кабине по большей части нужны как раз для этого.

Вместо того чтобы переживать о том, с чем вы ничего поделать не можете, лучше сконцентрируйтесь на том, что вам вполне под силу. Ведь кое-что для собственной безопасности вы действительно можете сделать.

Совет 1. Пристегивайтесь туго

Звучит банально, но туго затянутый ремень — главный залог вашей безопасности на борту. А застегнутый ремень, просто лежащий на коленях, равносилен тому, что вы вообще не пристегнуты. Почему? При посадке вроде понятно: будем тормозить, возможно, резко. А при взлете?

Дело в том, что при взлете самолет разгоняется относительно земли до скоростей порядка 300 км/ч — как суперкар. Однако взлет по целому ряду причин может быть прерван. Обнаружена неисправность, неожиданно выехала на полосу машина или вырулил другой самолет — нужно срочно тормозить.

Торможение происходит автоматически: автомат тормозов устанавливается в специальное положение RTO (Rejected Takeoff), при котором главная задача — это максимальное сокращение тормозного пути.

Фактически при прерванном взлете самолет полностью останавливается за несколько секунд с ускорением, примерно в полтора раза превышающим ускорение свободного падения. Если вы не пристегнуты или пристегнуты неплотно, то свободно полетите вперед и в лучшем случае ударитесь о спинку впереди стоящего кресла. Головой.

Расстояние до спинки — около полуметра, и с туго затянутым ремнем вы ее вряд ли коснетесь, а вот слабины даже в 10 сантиметров хватит, чтобы как следует приложиться. Для оценки последствий попробуйте упасть со стола или комода (поскольку ускорение в полтора раза больше, поэтому лезем выше) головой вниз. То есть, конечно, не пробуйте, а просто представьте — и всегда пристегивайтесь как следует.

Кстати, по этой же причине просят сложить столики — налететь животом на эту штуку все с тем же ускорением 1,5g вам тоже вряд ли понравится.

Совет 2. Пристегивайтесь и в полете

Даже когда знак «Пристегните ремни» выключен. Почему, самолет же не может резко затормозить в воздухе? Не может. Все дело в турбулентности, сдвиге ветра и прочих «воздушных ямах». Суть в том, что самолет может совершенно внезапно «провалиться» на несколько метров вниз.

Everything hit the ceiling—including some people. Little warning. Like falling off a cliff.

A photo posted by Alan Cross (@alan_crossx) on

Непристегнутые пассажиры в этом случае могут по инерции «подпрыгнуть», да так, что крепко ударятся головой о потолок.

Luckily, I was belted in.

A photo posted by Alan Cross (@alan_crossx) on

В это трудно поверить, пока не ударишься сам, но законы физики неумолимы. Особенно опасно во время турбулентности находиться в туалете, где, во-первых, тесно, во-вторых, много выступающих частей — удар о некоторые из них может быть смертельным, и такие случаи, к сожалению, были.

Поэтому, как только загорелась лампочка «Return to your seat», следует прекращать водные процедуры и торопиться обратно на место. Конечно, такая сильная турбулентность бывает редко, но, увы, попасть в нее лишь один раз может быть более чем достаточно.

Совет 3. Выключайте все электронные приборы

Бортпроводники, конечно, проверят и настойчиво попросят вас это сделать, но потом все же уйдут и сядут на свои места. Чем же опасны гаджеты? Изначально ими запретили пользоваться из-за потенциальной интерференции с бортовыми электронными системами самолета.

Конечно, все системы сейчас надежно экранированы. И, конечно, самолет не упадет из-за включенного планшета: в самом худшем случае если помеха затронет работу курсо-глиссадной системы при посадке (а в приемниках уровни напряжений составляют несколько милливольт, то есть техника очень точная и капризная), то придется уйти на второй круг.

Но на самом деле главная проблема не в помехах, а в том, что ноутбук, планшет или смартфон — это относительно тяжелые для своих размеров устройства с относительно твердыми краями. И при резком торможении (см. совет 1) они могут легко выскользнуть из рук и улететь вперед, покалечив других пассажиров. Модифицируя опыт из пункта 1, предлагаем вам уронить себе на голову айпад сантиметров так с 50–70.

Почему не запрещают читать книжку или журнал? Очень просто: они относительно мягкие. Некоторые авиаторы говорят еще об одной причине: во время взлета и посадки пассажир не должен отвлекаться на Angry Birds, а должен смотреть в окно, чтобы в случае чего заметить опасность и доложить экипажу. Поэтому, мол, и шторки на иллюминаторах нужно поднимать.

Но нам эта версия кажется надуманной, ведь читать не запрещено, да и у окна сидит далеко не каждый пассажир. На самом деле шторку нужно держать открытой, чтобы глаза привыкли к уровню освещенности за бортом. Свет в салоне во время взлета и посадки выключают с этой же целью: в случае аварии необходимо будет срочно покинуть самолет, и несколько секунд, которые занимает адаптация зрения, — это непозволительно много.

Нужно ли объяснять, что наушники просят вытащить из ушей только для того, чтобы вы своевременно отреагировали на команды экипажа, если они последуют?

Совет 4. Кладите сумки под сиденья

Многие почему-то не догадываются о том, что ручную кладь очень удобно держать под сиденьем вместо того, чтобы пытаться запихнуть ее на полку над головой. Чем плотнее забита багажная полка — тем больше шансов, что она случайно откроется при сильной турбулентности и тяжелый баул упадет на голову тому, кто сидит у прохода.

Severe clear air turbulence issue on my SIN-LHR flight (SQ 308). A380 suddenly dropped 50-100ft during breakfast.

A photo posted by Alan Cross (@alan_crossx) on

Полки изначально предназначены для верхней одежды, шляп, одеял, подушек и, возможно, маленьких дамских сумочек. Если ваш багаж не помещается на полку именно над вашим креслом, можно положить над любым другим. Но лучше под кресло — в полете будет удобно достать из сумки нужные вещи, не вставая.

Совет 5. Не пейте алкоголь

Расслабиться, конечно, никто не запрещает, но есть один довод в пользу того, что лучше воздержаться. Употребление спиртного обезвоживает организм, который и без того переживает стресс в атмосфере с пониженной влажностью. А пониженное атмосферное давление усиливает эффект от выпитого.

Поэтому в итоге даже после относительно небольшой дозы результат будет как после бурной вечеринки: передозировка (кто-то засыпает, а кто-то, наоборот, рвется угонять самолет), а через пару часов — сильное похмелье с головной болью и ломотой во всех конечностях. Так что, если уж пьете, не закусывайте, а запивайте. Только не газировкой, иначе накроет еще быстрее.

Главное, что следует понимать про авиацию: это четко налаженная индустрия, основная цель которой — заработать денег. Падения самолетов, травмы пассажиров на борту и все такое прочее — это совсем не то, что улучшает бизнес.

Поэтому, а не только из абстрактного человеколюбия авиакомпании, авиастроители и авиарегуляторы делают все возможное для того, чтобы совершаемые каждый год по всему миру миллионы полетов проходили без инцидентов.

И все правила безопасности на борту имеют под собой жесткую логическую основу, даже если кажутся на первый взгляд не такими уж серьезными. Соблюдайте их — и все у вас будет хорошо.