3 октября 2017

Будущее автомобилей: репортаж с Франкфуртского автосалона

Продукты Угрозы

Если вам интересно узнать, как выглядит ближайшее будущее автомобилей, то одно из лучших мест для этого — Франкфуртский автосалон. Это крупнейшая в мире и центральная для немецкого автопрома выставка, полное название которой звучит как Internationale Automobil-Ausstellung, сокращенно — IAA.

Aspark Owl — самый быстрый автомобиль в мире?

Если вы никогда не слышали об Aspark Owl — это нормально. До Франкфуртского автосалона о существовании этого суперкара не знал никто, кроме его создателей, так что его премьера стала для всех сюрпризом.

Aspark Owl: от 0 до 100 км/ч — за 2 секунды

Это полностью электрический суперкар (в нем использовано сочетание батареи и суперконденсаторов), который, по заявлениям разработчиков, является самым быстрым в мире: от 0 до 100 км/ч эта машина разгоняется ровно за две секунды. Это на несколько десятых секунды быстрее предыдущих рекордсменов — Ultima Evolution Coupé, Dodge Challenger SRT Demon и Tesla Model S P100D.

Кузов Aspark Owl полностью сделан из углепластика и весит всего 50 килограммов. А весь автомобиль весит 850 килограммов — вдвое меньше, чем, к примеру, Lamborghini Aventador.

Высота Aspark Owl — всего 99 см

Максимальная скорость в 280 км/ч сравнительно невысока по меркам суперкаров, но очень неплоха для электромобилей: самая быстрая Tesla умеет разгоняться лишь до 250 км/ч). А вот запас хода у Aspark Owl невелик — 150 километров. На стенде Aspark во Франкфурте можно было оформить предзаказ, но цена и время появления автомобиля в продаже пока неизвестны.

Audi A8: первый беспилотный автомобиль 3 уровня

На IAA 2017 компания Audi представила свой новый флагманский седан — A8. Помимо всего прочего, лимузин обладает продвинутым автопилотом. Это первый в мире серийный автомобиль, в котором, помимо уже привычных камер и сонаров, использован лидар. Кроме того, по заявлениям Audi, A8 — первый в мире серийный беспилотный автомобиль 3 уровня по классификации сообщества автомобильных инженеров (SAE).

Новая Audi A8, оснащенная самым продвинутым автопилотом на сегодняшний день

Это означает, что при соблюдении определенных условий — в данном случае это перемещение на скоростях до 60 км/ч — водитель может не контролировать процесс, и отвлекаться на просмотр фильмов, переписку в смартфоне и так далее. До сих пор наиболее продвинутыми серийными беспилотными автомобилями были Tesla, но они принадлежат к классу 2 — то есть водитель должен всегда следить за дорогой и быть готовым взять управление на себя в любой момент.

Audi A8: кнопка включения автопилота расположена прямо перед ручкой коробки передач

Столь продвинутый уровень беспилотного вождения в новой Audi A8 обеспечивают технологии NVIDIA. Всего в автомобиле используется 6 процессоров NVIDIA, которые помимо продвинутого автопилота, отвечают также за панель приборов, развлекательную систему, навигацию и так далее.

Qualcomm Halo: беспроводная зарядка автомобиля

На самом деле технология беспроводной зарядки автомобилей в портфолио компании Qualcomm существует уже достаточно давно. Но есть надежда, что в скором будущем она таки выберется за пределы прототипов и концептов и попадет в серийные автомобили: сразу два немецких автогиганта обещают оснастить этой функцией свои модели в будущем году. У BMW беспроводная зарядка должна появиться в подключаемом гибриде 530e, а Daimler обещает встроить ее в свой флагманский гибрид Mercedes S560e.

Кроме того, Qualcomm уже работает над следующим поколением беспроводных зарядок для авто, позволяющим заряжать батареи прямо на ходу, причем речь идет о высоких скоростях, характерных для автомагистралей.

Технология уже тестируется в рамках финансируемого Европейской комиссией проекта FABRIC. Этот проект исследует перспективы создания шоссе со встроенной зарядкой, позволяющей пополнять заряд аккумулятора прямо на ходу — одного из возможных способов справиться с ограниченной емкостью аккумуляторов.

Беспилотная парковка: сотрудничество Valeo и Cisco

До полноценных беспилотных автомобилей, позволяющих водителю вообще никогда не вмешиваться в процесс вождения, по всей видимости, еще далеко. Искусственный интеллект все еще слишком часто ошибается, а соответствующей дорожной инфраструктуры, «страхующей» алгоритмы распознавания, пока нет. К тому же до сих пор не очень ясно, что делать с этическими дилеммами (см. «проблема вагонетки») и юридической стороной вопроса, а в странах с суровым климатом все это осложняется еще и тем, что зимой частенько не видно не то что разметки и знаков — даже обочину не особенно различишь. В общем, проблем куча. Их постепенно будут решать, но это займет какое-то время.

А вот где автопилот может пригодиться уже сейчас — это на парковке. И в первую очередь речь идет о многоуровневых парковочных комплексах, по которым вечно приходится нарезать круги в поисках свободного места и тратить на это уйму времени.

Скорости на парковке минимальные, «карта местности» строго определена, пешеходов сравнительно немного — все условия для безопасной и эффективной работы даже несовершенного автопилота выполнены. Заодно пригодится способность компьютера быстро строить маршрут, связавшись с «диспетчерским центром» парковки и узнав, где есть свободные места.

Вполне может быть, что умные парковки, позволяющие оставить автомобиль у въезда и пойти по своим делам, появятся уже достаточно скоро — по крайней мере партнерство компаний Valeo и Cisco дает повод для надежды на это. В рамках этого партнерства Valeo занимается автопилотами на стороне автомобиля, а Cisco предоставляет инфраструктуру, установленную на умной парковке, — связь, систему видеонаблюдения, «диспетчерскую» и так далее.

Amazon Alexa в автомобилях SEAT и BMW

В идеале, водителю никогда не стоит отвлекаться от дороги — чтобы, например, позвонить или переключить радио. Поэтому автомобиль — это, пожалуй, единственный «гаджет», в котором голосовой интерфейс может быть не просто приятным дополнением, а действительно полезной и даже необходимой штукой. Однако сделать хорошо работающий голосовой интерфейс мало кому под силу. По большому счету, это действительно удалось только четырем компаниям: Apple, Google, Amazon и Microsoft. Вероятно, идеальным решением было бы заключить партнерство с одной из этих компаний.

Именно так и поступили в Volkswagen AG, начав сотрудничество с Amazon. В качестве бренда для обкатки выбран испанский SEAT — самая молодежная из марок, принадлежащих немецкому автогиганту.

Amazon Alexa появится до конца года в моделях Leon и Ateca. Чуть позже данная функция придет в хэтчбэк Ibiza, а также в дебютировавший на IAA 2017 компактный кроссовер SEAT Arona. Обещают, что софт голосового помощника будет специально оптимизирован для работы в автомобилях.

Также о своем намерении встроить Alexa в свои автомобили заявила компания BMW — баварцы обещают добавить поддержку голосового помощника Amazon во все модели BMW и MINI, начиная со второй половины 2018 года.

К сожалению, воспользоваться данным нововведением можно будет только на английском и немецком — другие языки Alexa пока не понимает.

Бортовые сети в автомобилях будущего

Бортовая сеть автомобиля — очень сложная и ветвистая штука. Для пользователя это совершенно неочевидно, поскольку и сама сеть, и большинство подключенных к ней электронных компонентов всегда максимально аккуратно скрыты от глаза человека. А вот на стенде компании EDAG можно было посмотреть, как сеть выглядит «изнутри»:

Так бортовая сеть автомобиля выглядит сейчас

Сейчас общая масса одних только проводов в автомобиле может доходить до 50 килограммов! И это не предел, ведь в машинах будет появляться все больше и больше электроники, которой потребуется все больше и больше обвязки. Поэтому уже пора думать о том, как можно снизить количество проводов и в целом сделать сеть более упорядоченной.

EDAG предлагает новый подход: автомобиль делится на несколько зон, каждой из которых заведует свой электронный контроллер, а уже к этим контроллерам зон подключается то или иное оборудование. Зоны связаны между собой по быстрому и «легкому» Ethernet, специально адаптированному для использования в автомобиле. А отдельные компоненты подключаются к контроллерам зон по шине LIN, разработанной (и уже используемой) в качестве недорогой (но не очень быстрой) альтернативы шины CAN.

А вот так, по мнению EDAG, бортовая сеть будет выглядеть в автомобилях ближайшего будущего

В несколько более отдаленном будущем архитектура бортовой сети станет еще более упорядоченной и централизованной. Во главе окажутся два центральных бортовых компьютера, к одному из которых будут подключены контроллеры зон левой стороны автомобиля, а к другому — правой. Эти хабы будут связаны гигабитным каналом.

Защита автомобиля от киберугроз

Современный автомобиль — это более сотни отдельных электронных устройств, объединенных в сеть. По сути, это компьютерная сеть на колесах, по количеству устройств примерно эквивалентная не самому маленькому офису. И, разумеется, с подключением к Интернету — судя по всему, не подключенных автомобилей уже в самом ближайшем будущем просто не останется, за исключением разве что самых доступных моделей.

Слова «connected» и «connectivity» встречались на IAA 2017, пожалуй, чаще любых других. А вот слово «security» почему-то почти не встречалось. Несмотря на очевидность проблемы, пока что о ней мало говорят

Что отличает бортовую сеть автомобиля от офисной? Во-первых, отсутствие IT-отдела, который следил бы за исправной работой сети. Во-вторых — отсутствие даже таких привычных для IT-инфраструктуры средств обеспечения безопасности, как межсетевые экраны и защитное ПО на конечных устройствах.

За последние несколько лет угрозы взлома автомобилей окончательно перешли из теории в практику: мы видели немало примеров того, как хакеры могут взломать автомобиль, используя его подключение к Ин-тернету (и эти десять примеров — далеко не полный список). Если какие-то марки или модели еще не взламывали, то, скорее всего, потому, что у хакеров пока не дошли руки.

Проблема в том, что кибербезопасность не закладывается в архитектуру автомобиля изначально. Автопроизводителям пока не хватает опыта, чтобы учесть все возможные киберугрозы и включить все процессы, необходимые для предотвращения киберинцидентов, в свой рабочий процесс. Они тестируют безопасность отдельных компонентов, но не думают о защите бортовой сети автомобиля как целого.

Secure Communication Unit — результат партнерства «Лаборатории Касперского» и AVL

Очевидно, что подход должен поменяться — и мы готовы в этом помочь, ведь у нас есть громадный опыт в сфере IT-безопасности. «Лаборатория Касперского» заключила партнерство с компанией AVL, специализирующейся на оборудовании для автоиндустрии, и вместе с ней мы создали Secure Communication Unit. Это устройство работает на основе нашей безопасной KasperskyOS и обеспечивает безопасность входящих и исходящих коммуникаций подключенного автомобиля.

Мы приглашаем к сотрудничеству все заинтересованные компании — задуматься о безопасности автомобилей пора всем участникам рынка.