3 июня 2015

Рейс не по расписанию и эффект бабочки

Бизнес

Странная история произошла в конце апреля. «Несколько десятков» рейсов American Airlines состоялись со значительными задержками по неожиданной причине: из-за сбоя в приложении для iPad. Ничто критичного не случилось — угрозы жизням людей не было. Несколько пилотов просто не получили свои полетные планы из-за ошибки программного обеспечения и отказались без них взлетать.

Речь идет о приложении FliteDeck, разработанном Jeppesen, дочерней компанией Boeing. Программа представляет собой «электронный планшет пилота», заменивший громоздкие обычные карты и бумажные инструкции, которые пилоты должны брать с собой в полет по действующим нормативам. В общей сложности, пачки таких документов могут весить до 40 фунтов (18 кг), так что ношение с собой таких тяжёлых мешков радости пилотам не доставляло.

Электронная полетная документация позволила сократить время подготовки рейса и снизила вероятность травм. Она также полезна тем, что предоставляет возможность обновления в режиме реального времени. Неудивительно, что экипажи полюбили маленькие и удобные заменители. American Airlines также утверждает, что вывод из оборота «24 миллионов страниц бумажных документов» позволил им сэкономить «как минимум 400 000 галлонов топлива или 1,2 миллиона в год в долларовом исчислении».

Федеральное управление гражданской авиации США одобрило использование планшетов в качестве замены традиционных полётных документов, и American Airlines стала первым авиаперевозчиком, получившим право на это.

28 апреля 2015 года FliteDeck начало отключать устройства, после того как новая электронная карта (каким-то образом конфликтовавшая с более старой версией) была разослана на планшеты. События носили характер вероятной эпидемии, и пилоты решили не отправляться в рейс, пока ситуация не разрешится. Всё наладилось довольно быстро и легко – пилотам лишь пришлось переустановить проблемное приложение, но задержка оказалась существенной.

По словам пресс-секретаря American Airlines Кейси Нортон, в некоторых случаях пилоты смогли решить проблему в ходе загрузки пассажиров. Другие были вынуждены вернуть самолёт к выходам аэровокзала просто, чтобы получить доступ к Wi-Fi и устранить проблему.

По некоторым сообщениям в соцмедиа, ряд пилотов решили проблему, распечатав графики и руководства — на бумаге, по-старому.

Подводя итоги, можно признать, что наблюдался своего рода эффект бабочки. Небольшая, но серьезная ошибка в коде, глюк, выведший из строя айпады, пилоты в замешательстве, рейсы задержаны, и кто знает, какой ещё «сопутствующий ущерб», возможно, имел место. Цепочка мелких аварий, приведших к чувствительному сбою непрерывности, который отразился не только на American Airlines, но и на Apple и Jeppesen тоже.

wide

В некотором смысле эта история продемонстрировала «технологическую зависимость» на грани пристрастия, что является общей проблемой в наши дни. От пилотов требуется по инструкции держать при себе свои полётные планы и карты. Планшет удобен для их хранения и использования и быстро стал привычным.

Могли пилоты взлететь без своих айпадов? Вероятно, да, при условии наличия бумажной копии планов полёта (на самом деле, как указано выше, именно так в ряде случаев и было).

Наша зависимость от технологий уже для нас привычна, и неолуддитов в мире сегодня не жалуют. Тем не менее, когда дело доходит до пристрастия, а технологическая зависимость, безусловно, — не шутка, по этой теме уже написано много статей, зачитано докладов и выпущено книг, — вопрос обеспечения безопасности выходит на передний план.

Зависимость от технологий и пристрастие к ним возникает подспудно. На самом деле 30 лет назад (так много и так мало!) вообще не было никаких сотовых телефонов, а теперь, кажется, каждый человек имеет, по крайней мере, один мобильный телефон. Жизнь без мобильника уже не представляется допустимым вариантом. Как и в случае с интернетом, который существует в своем нынешнем виде всего-то 20 лет. Смартфоны и планшеты распространились менее чем за 10 лет — iPad, например, отметил пятилетний «юбилей» в прошлом месяце.

Мы уже привыкли к ним и не можем без них обойтись, или, по крайней мере, не хотим обходиться. Это растущая зависимость кажется теперь бесповоротной, и бороться с ней бесполезно. Бороться надо с угрозами безопасности, которые за собой тянет лавина новых технологий.

В некотором смысле ситуацию со сбоем приложения айпада, «задержавшего» вылеты самолётов, можно перенести в ИТ-инфраструктуру любой компании: мелкий компонент, до которого никому фактически дела нет, пока он не выходит из строя. И тогда это «бутылочное горлышко» «внезапно» становится самым важным на свете.

Представьте себе, к примеру, маршрутизатор: однажды настроив, о нём напрочь забывают, пока не начинаются чудеса с трафиком, который перенаправлется куда не надо. И даже в этом случае он не окажется в числе первых в «списке подозреваемых» у ИТ-персонала.

Технологическую зависимость победить нельзя, но технологии можно использовать правильно. При хорошей архитектуре системы и верной политике безопасности количество узких мест вроде этого сводится к абсолютному минимуму.

И самолеты летают по расписанию.