14 сентября 2017

Кто имеет право мне звонить?

Приватность Советы

Наверняка вы сталкивались с навязчивыми звонками от банков с предложениями кредитов. Или от неизвестных финансовых консультантов, от автосервисов, салонов красоты, продавцов билетов в театр и так далее – люди или роботы с какими-то предложениями, о которых вы никогда не просили, зачастую звонят чуть ли не каждый день. Давайте разберемся, кто имеет право вам звонить, а кто — нет.

Как закон регулирует холодные звонки

Не все знают, но в России существует целых два закона, которые регулируют деятельность подобного рода. Во-первых, это федеральный закон «О рекламе».

Пункт 1 статьи 18 закона «О рекламе». Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Проще говоря, если вы не давали свое согласие на получение рекламы, то звонящий вам человек нарушает закон.

Однако тут есть нюансы. Во-первых, если у вас были какие-то финансовые отношения с беспокоящей вас организацией (вы покупали что-то в магазине, пользовались услугами банка и так далее), то рекламодатель с высокой вероятностью докажет, что свое согласие вы давали.

Кроме того, при заключении некоторых сделок, в том числе с сотовыми операторами, в договор могут мелким текстом прописать ваше согласие на получение рекламы от третьих лиц.

Это совсем не значит, что вам остается только смириться с потоками спама. Не стоит забывать, что по закону рекламодатель должен перестать вам звонить по первому вашему требованию. Если вы попросили вас больше не беспокоить, то следующий звонок в любом случае станет нарушением закона.

За соблюдение закона «О рекламе» отвечает ФАС. Именно туда стоит подавать жалобы. На сайте ФАС есть список необходимых документов и порядок подачи жалобы.

Если вы твердо решили бороться с нарушителями с помощью законов, стоит сделать аудиозапись разговора, в котором вы просите не звонить вам больше. Она поможет доказать, что вы в явном виде отказались от общения с конкретным рекламодателем. Благо все современные смартфоны позволяют делать аудиозаписи звонков в один клик.

Вторым законом, регулирующим непрошенные звонки, является федеральный закон «О персональных данных». Его текст очень похож на текст ФЗ «О рекламе», однако, помимо собственно рекламы, он регулирует и политическую агитацию.

Статья 15 закона «О персональных данных». Права субъектов персональных данных при обработке их персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке, а также в целях политической агитации

  1. Обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем с помощью средств связи, а также в целях политической агитации допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных. Указанная обработка персональных данных признается осуществляемой без предварительного согласия субъекта персональных данных, если оператор не докажет, что такое согласие было получено.
  2. Оператор обязан немедленно прекратить по требованию субъекта персональных данных обработку его персональных данных, указанную в части 1 настоящей статьи.

Ответственная за ФЗ «О персональных данных» организация – Роскомнадзор. Для простого пользователя ее преимущество перед ФАС заключается в том, что жалобу можно подать онлайн, прямо на сайте Роскомнадзора.

Как бороться с холодными звонками, не подавая жалоб

Понятно, что не всегда есть время и желание заниматься формальностями. Иногда хочется просто заблокировать номера навязчивых рекламодателей. И многие программы (иногда даже установленные в телефоне по умолчанию) это позволяют. Однако чтобы понять, что звонок – это навязчивая реклама, нужно хотя бы раз снять трубку.

То есть так было, пока не вышло приложение Kaspersky Who Calls, которое содержит огромную базу данных разных компаний и позволяет сразу увидеть, кто же вам звонит. Кроме того, все пользователи приложения могут добавлять в базу номера, с которых их побеспокоили, тем самым делясь друг с другом информацией. Скачать Kaspersky Who Calls для Android можно тут, а для iOS – тут.