Перейти к основному разделу

Самые популярные платформы в 2021 году — «ВКонтакте», Instagram, TikTok и YouTube.

Выяснилось, что несовершеннолетние пользователи не очень тщательно оберегают свою приватность. Они склонны делиться излишней информацией о себе в публичном пространстве. Это явление называется овершеринг. Например, каждый второй указывает в социальных сетях свой настоящий возраст (хотя из соображений безопасности этого лучше не делать), примерно столько же делятся личными фотографиями, 31% указывают номер школы, в которой учатся. Геолокацию (отметки о местонахождении) оставляют 9%, а имена родственников публикуют 14%. Зачастую дети не только выкладывают слишком много личной информации, но ещё и не закрывают страницу от чужих глаз (28%). Более трети (38%) могут получать личные сообщения от любого человека.

Овершеринг играет на руку злоумышленникам. Геолокация в сочетании с надписью «уезжаем в отпуск» и фото из аэропорта может стать подспорьем для обычных воров-домушников, а имена родственников и близких ребёнка могут стать инструментом для манипуляции со стороны мошенников.

Большинство детей (82%) получают заявки в друзья от незнакомых людей, и в 29% случаях это незнакомые взрослые. Самый частый такой ответ — в группе детей 11-14 лет. Почти половина (47%) детей знакомятся с новыми людьми в социальных сетях, а 37% потом встречаются в реальной жизни с теми, с кем познакомились онлайн.

«Излишняя откровенность в интернете может приводить к нежелательным последствиям. Например, 22% детей признались, что жалели о том, что размещали в социальных сетях. При этом сами по себе ни социальные сети, ни интернет не могут быть плохими или хорошими. Важно то, как часто и для чего именно они используются, — объясняет Андрей Сиденко, руководитель направления «Лаборатории Касперского» по детской онлайн-безопасности. — Вот почему нужно помогать детям повышать цифровую грамотность и формировать у них правильные сетевые привычки».

В сентябре 2021 года девять крупнейших российских цифровых компаний — «ВымпелКом», «Газпром-Медиа Холдинг», «МегаФон», МТС, «Мэйл.Ру Груп», «Национальная Медиа Группа», «Ростелеком», «Яндекс» и «Лаборатория Касперского» — объявили о создании Альянса по защите детей в цифровой среде. Главная его цель — создание дружественного для детей интернет-пространства, основанного на креативных и безопасных технологиях и цифровых решениях, которые позволят им гармонично развиваться, реализовывать свои потребности в цифровом мире, учиться ответственному поведению в сети, формировать морально-нравственные ориентиры.

Полная версия исследования доступна по ссылке: https://kids.kaspersky.ru/article/issledovanie_vzroslye_i_deti_v_internete_cifrovye_privychki.

* Опрос проведён компанией Online interviewer по заказу «Лаборатории Касперского» в 2021 году в России среди родителей и их детей школьного и дошкольного возраста. Всего опрошено 500 человек.



Дети и соцсети: «Лаборатория Касперского» выясняла, соблюдают ли школьники приватность в интернете

В ходе своего нового опроса «Лаборатория Касперского» проанализировала*, как и какие социальные сети используют российские дети
Kaspersky Logo