Весной этого года в «Лаборатории Касперского» уже рассказывали о появлении такого тренда, при этом эксперты отмечают, что его пик приходится именно на сентябрь — октябрь 2021 года.  

«Злоумышленники стали активно применять комбинированные схемы. Например, пользователю звонят якобы представители банка, он им не верит и кладёт трубку. Через несколько минут с тем же человеком связывается мошенник, который представляется сотрудником государственной структуры, сообщает, что они зафиксировали звонок от преступников, и настойчиво предлагает содействовать следствию. Дальше схема довольно классическая — пользователя пытаются убедить выдать конфиденциальную информацию или перевести деньги на другой счёт», — комментирует Сергей Голованов, главный эксперт «Лаборатории Касперского».

Злоумышленники часто обращаются к абонентам по имени и фамилии и говорят весьма убедительно, используют юридические термины. Мошенники, представляющиеся сотрудниками полиции, даже могут предлагать записать их ФИО и номер жетона, якобы это понадобится в ходе следственных действий. В рамках одной из схем мошенники пытаются, например, убедить человека, что некто подделал его документы или же получил доверенность и ксерокопию паспорта и пытается снять по этим документам деньги со счёта в банке. Обычно в рамках такой схемы мошенники спрашивают, не знаком ли человек с неким гражданином, не давал ли ему доверенность и свой паспорт, а также попросят вспомнить, кому и когда человек в последний раз представлял свои личные данные и где могла произойти утечка информации. Стоит отметить, что это только один из примеров подобных легенд.

«Мошенники постоянно меняют свои тактики. Они могут пробовать одни, отказываться от них, если те окажутся неэффективными, и продолжать работать по другим. Так, например, ещё год назад мы фиксировали единичные отзывы (жалобы) среди наших пользователей на звонки от вероятных мошенников, которые представляются сотрудниками правоохранительных органов. Сейчас же очевидно, что часть мошеннических колл-центров основательно заняла эту нишу и продолжает работать по таким скриптам, — поясняет Виталий Воробьёв, аналитик Kaspersky Who Calls. — На звонки от фальшивых сотрудников банков абоненты уже почти не ведутся, ведь такая схема многим известна. Легенда с представителями органов правопорядка не так хорошо знакома людям, поэтому мы рекомендуем предупредить о ней своих близких, чтобы они не попались на удочку мошенников».

Для защиты от телефонного спама и мошенничества «Лаборатория Касперского» предлагает решение Kaspersky Who Calls. Когда поступает входящий вызов, оно подсказывает, кто звонит: банк, магазин, доставка или кто-то другой. Алгоритмы машинного обучения, которые используются в решении, также выявляют спамеров и вероятных мошенников. К тому же пользователи могут самостоятельно добавлять подозрительные номера в базу данных спамеров. Для определения неизвестных вызовов в Kaspersky Who Calls не нужен номер телефона пользователя и список контактов: приложение не скачивает данные пользователей и не публикует их.

* Данные получены с помощью анонимизированных отзывов (жалоб) среди пользователей, которые самостоятельно добавляли подозрительные номера в базу данных приложения Kaspersky Who Calls в январе октябре 2021 года.



Kaspersky Who Calls: мошенники стали в десять раз чаще звонить россиянам под видом представителей правоохранительных органов

Согласно анонимизированным отзывам пользователей Kaspersky Who Calls*, в России осенью 2021 года по сравнению с январём — февралём в 10 раз выросло количество звонков с подозрением на мошенничество, когда злоумышленники представляются сотрудниками государственных структур и органов правопорядка, в частности МВД, полиции, Следственного комитета
Kaspersky Logo