Перейти к основному разделу

По данным приложения Kaspersky Who Calls*, в конце марта — начале апреля 2022 года доля пользователей в России, которым поступали звонки с подозрением на мошенничество, вновь стала постепенно расти и достигла 4,9% в первых числах апреля. Ранее, в конце февраля, наблюдалось снижение этого показателя, по предварительным данным, — до 3,8%. Для сравнения, в декабре 2021 года он держался в среднем на отметке 10-11% в зависимости от недели. 

Согласно отзывам пользователей**, злоумышленники после затишья также постепенно стали возвращаться к известным схемам и легендам. Среди них — звонки якобы от сотрудников органов правопорядка, имитация голосового (интерактивного) меню финансовых организаций, роботизированные обзвоны. При этом мошенники реагировали и на новостную повестку, например в марте они упоминали возможные последствия из-за отключения финансовых организаций от SWIFT.

«Несмотря на то что легенды мошенников могут меняться, их цель остаётся неизменной — тем или иным способом выманить данные и деньги абонентов. Наиболее эффективный способ защитить себя и свои накопления — сочетать технические и нетехнические меры: установить надёжное решение, определяющее мошеннические и спам-номера, а также повышать цифровую и финансовую грамотность. Настоящие сотрудники банков или других организаций не будут запрашивать по телефону конфиденциальные данные, в том числе одноразовый код из СМС или push-уведомлений», — отмечает Сергей Голованов, главный эксперт «Лаборатории Касперского».  

Эксперты «Лаборатории Касперского» также рекомендуют:

  • завершить подозрительный разговор и перезвонить самостоятельно в банк по номеру, который указан на официальном сайте или на обратной стороне карточки;
  • не перезванивать на тот же номер, с которого поступил сомнительный звонок;
  • не переходить по сомнительным ссылкам из почты, сообщений в мессенджерах и СМС;
  • помнить, что, если во время звонка вас пугают или требуют сделать что-либо быстро и не дают времени подумать, — вероятнее всего, это злоумышленники.

Для защиты от телефонного спама и мошенничества «Лаборатория Касперского» предлагает решение Kaspersky Who Calls. Когда поступает входящий вызов, оно подсказывает, кто звонит: банк, магазин, доставка или кто-то другой. Алгоритмы машинного обучения, которые используются в решении, также выявляют спамеров и вероятных мошенников. К тому же пользователи могут самостоятельно добавлять подозрительные номера в базу данных спамеров. Для определения неизвестных вызовов в Kaspersky Who Calls не нужен номер телефона пользователя и список контактов: приложение не скачивает данные пользователей и не публикует их.

* Данные получены с помощью анонимизированной статистики приложения Kaspersky Who Calls за январь — апрель 2022 года.

** Данные получены с помощью анонимизированных отзывов (жалоб) среди пользователей, которые самостоятельно добавляли подозрительные номера в базу данных приложения Kaspersky Who Calls в январе — апреле 2022 года.

Kaspersky Who Calls: в конце марта 2022 года доля пользователей, столкнувшихся с телефонным мошенничеством, вновь начала расти

Злоумышленники вновь используют уже опробованные схемы и легенды
Kaspersky Logo