«Лаборатория Касперского» рассказала на ЦИПР, как в российских семьях строится взаимодействие через гаджеты
«Лаборатория Касперского» представила на ЦИПР отчёт «Взрослые и дети в интернете»*. В его основу лёг опрос, проведённый компанией среди российских семей с целью выяснить риски, с которыми дети сталкиваются в сети, а также сформулировать паттерны их цифрового поведения. Оказалось, что самый популярный повод взрослых связаться со своим ребёнком — желание узнать о его местонахождении: так ответил 71% респондентов. Ещё 60% родителей звонят и пишут свои детям, чтобы обсудить бытовые вопросы. И почти половина мам и пап (49%) связываются с чадами, чтобы просто спросить у них, как дела.
Какие ещё черты присущи онлайн-общению взрослых и детей в сети?
«Мам, зацени мем». Помимо практической функции («Ты где?», «Когда домой?», «Кошку накормил?»), общение в сети становится и способом поддерживать эмоциональную связь между родителями и детьми. Так,весомую часть онлайн-общения семей занимает обмен новостями и шутками. Это особенно актуально в подростковом возрасте: 45% родителей регулярно делятся новостями с детьми 15–17 лет, а 32% — забавными видео и картинками. Для взрослых с детьми 7–10 лет эти показатели составляют 28% и 19% соответственно. Около четверти родителей (24%) регулярно обмениваются со своими подростками открытками и пожеланиями хорошего дня.
«Набери мне в ТГ». Наиболее популярные способы цифрового общения — звонки и текстовые сообщения в мессенджерах. Эти форматы в семьях выбирают значительно чаще, чем голосовые сообщения, видеозвонки и СМС, причём если друг другу родители и дети предпочитают звонить, то с друзьями и знакомыми — вести онлайн-переписку.
«Нужен новый чат». С друзьями и одноклассниками дети, особенно те, кто учится в средней и старшей школе, часто общаются в групповых чатах. В средней школе чаты с учителями и одноклассниками есть у 73% детей, а у учеников 1-4 классов только у 38%. Чаты с друзьями создаёт каждый третий ребёнок в возрасте 7–10 лет, а среди 15–17-летних этот показатель возрастает до 77%. Дети состоят также в семейных чатах: в каждой пятой семье в них включены только родители и их дети, а у 11% — и другие родственники. При этом, несмотря на активное использование чатов, 23% детей недовольны их содержанием. Основная жалоба — слишком много ненужных сообщений. Родители тоже не всегда довольны цифровым общением с детьми: 56% признались, что иногда раздражаются из-за медленной реакции на их сообщения.
«Онлайн-общение — сильный инструмент для поддержания эмоциональной связи между родителями и детьми, особенно в подростковом возрасте. Тем не менее телефоны и мессенджеры остаются одними из самых популярных векторов кибератак. В них могут распространяться вредоносные файлы, фишинговые ссылки, разворачиваться сценарии по применению социальной инженерии с целью дальнейшего обмана. Информационная перегруженность и обилие чатов могут приводить к расфокусировке внимания и снижать бдительность детей. Поэтому рекомендуем установить на все устройства, которыми пользуется ребёнок, надёжное защитное решение с антифишинговыми функциями», — комментирует Андрей Сиденко, руководитель направления по детской онлайн-безопасности «Лаборатории Касперского».
С полной версией отчёта «Взрослые и дети в интернете: цифровые привычки, риски и безопасность можно ознакомиться на сайте: https://kids.kaspersky.ru/article/vzroslye_i_deti_v_internete_analiticheskiy_otchet_2024.
* Данные опроса, который был проведён в 2024 году компанией Online Interviewer по заказу «Лаборатории Касперского» в России среди родителей и их детей школьного и дошкольного возраста. Всего опрошено 2026 респондентов — взрослых и детей.