5 книг и фильмов, в которых шифры не «просто угадывают»

Авторы книг и фильмов редко заостряют внимание на том, как именно герои взламывают шифр. Однако есть произведения, в которых данному процессу уделено немало внимания — мы собрали самые интересные случаи

5 книг и фильмов, в которых шифры не "просто разгадывают”

Шифры, пароли, коды — все это часто фигурирует в книгах и фильмах детективного, шпионского и приключенческого жанра. Однако, как правило, авторы не заостряют внимание на деталях — для сюжета обычно важнее информация, которую удается получить, или неожиданное прозрение героя, помогающее ему решить задачу.

Подробные и интересные описания того, как именно удается вскрыть тот или иной код, встречаются гораздо реже — в этой статье мы собрали самые интересные из таких случаев.

1. «Золотой жук» Эдгара Аллана По: как все начиналось

Весь рассказ — это по сути описание того, как главный герой читает зашифрованный документ и потом решает головоломку, которая открывает ему путь к сокровищам пиратского капитана Кидда.

Шифрограмма представляет собой бессмысленный набор цифр и символов, и в рассказе подробно описывается ход мысли героя, который пошел по пути анализа частоты употребления различных символов в сообщении и букв в английском языке. Подставляя буквы, выдвигая и отметая гипотезы о возможных соответствиях исходя из распространенных (или, наоборот, невозможных) в английском языке сочетаний букв, он получает исходный текст.

Этот шифр называется «простым шифром подстановки». И даже в 1843 году, когда был написан рассказ, он не считался чем-то выдающимся. Однако это было одно из первых популярных изложений криптографической системы, поэтому рассказ вызвал огромный интерес у публики. А за публикацией рассказа последовал конкурс в газете, в рамках которого По брался отгадывать присылаемые читателями шифры.

2. «Код да Винчи» Дэна Брауна: атбаш

Одна из книг, которую вам многие назовут первой, если спросить их про «художественную книгу о шифрах», — это, конечно, «Код да Винчи» Дэна Брауна (да и другие его романы тоже, хотя про «Цифровую крепость» стоит в этом смысле поговорить отдельно).

Большинство головоломок, которые решают герои, шифрами не являются, поскольку не предполагают однозначного решения и полагаются на интуицию, эрудицию и фантазию разгадывающего. Однако в книге попадаются и примеры реальных исторических шифров. Самый примечательный из них — шифр атбаш.

Этот шифр, придуманный для древнееврейского алфавита, легко адаптировать под другие алфавиты, потому что суть метода элементарна: алфавит «складывается» пополам — последняя буква зашифровывается первой, вторая — предпоследней и так далее. Как вы уже наверняка догадались, этот код также не составляет особого труда для криптоанализа, так как является все тем же простым шифром подстановки.

Этот шифр может оказаться достаточно надежным, если вы передаете совсем короткий текст и провести частотный анализ не получится. И все же гордость главной героини, криптографа парижской полиции, по поводу знакомства с этим шифром выглядит довольно наивно и служит предметом шуток специалистов.

3. «Прослушка» Дэвида Саймона: проще простого

В первом сезоне этого легендарного сериала уличная банда использует систему передачи сообщений, на которую стоит обратить внимание. Она построена на использовании телефонных автоматов на улице и цифровых пейджеров для обмена сообщениями.

Цифровой пейджер — это малознакомое устройство в нашей стране, но вы наверняка видели его в американских фильмах и сериалах про врачей.

Например, получив сообщение, они еще характерно смотрят на торец коробочки. Обычно с помощью цифровых пейджеров без помощи оператора передают либо номер телефона, на который надо перезвонить, либо код, означающий какое-то стандартное сообщение: «Явиться в приемный покой», ну или «Шухер, облава».

В «Прослушке» полиция имела ордер на перехват сообщений с телефонного автомата, чтобы в итоге построить полную сеть связей между членами банды, которая давала бы им выход на главарей. Однако самая ценная информация — телефонные номера — передавалась в зашифрованном виде.

Как и герой По, отправной точкой для размышлений которого послужил тезис о неизбежной простоте шифра, которым пользовались пираты, полицейские взломали этот шифр, когда поняли, что он должен быть пригоден для использования безграмотными уличными подростками.

Разгадка оказалась проста: на стандартной телефонной клавиатуре цифры заменялись на противоположные по расположению через центральную клавишу «5»: двойка менялась на восьмерку, девятка — на единицу и так далее, ну а сама пятерка менялась местами с нулем.

4. «Зодиак» Дэвида Финчера: код-загадка

Это, наверное, самая мрачная из всех перечисленных историй — история попыток поймать серийного убийцу, орудовавшего в Сан-Франциско и его окрестностях в конце 1960-х — начале 1970-х, экранизированная Дэвидом Финчером.

Получивший прозвище Зодиак, этот убийца действовал без какой-то определенной схемы (что заставляет многих думать, что это был не один человек, а группа подражателей) и терроризировал город письмами в газеты, в которых он требовал публиковать на передовицах зашифрованные сообщения, угрожая в противном случае совершать новые, более массовые убийства.

Несмотря на отказ, описанных убийств не последовало. Однако в то же время в других сообщениях Зодиак предоставил подробности одного из прошлых убийств, которыми не мог располагать непричастный к нему человек. Так или иначе, убийца не был пойман, а энтузиасты по сей день пытаются разгадать его криптограммы.

Первое более-менее однозначное решение одной из криптограмм было предложено еще в 1969 году. Однако попытки полностью вскрыть шифр, использующий смесь астрологических символов и других знаков и предположительно опирающийся на шифр подстановки, известный как «шифр Цезаря», так и не увенчались успехом — остальные криптограммы остались нерасшифрованными.

Впрочем, учитывая все вопросы к авторству писем и психической стабильности предполагаемого автора, никогда нельзя быть уверенным, что работа по расшифровке вообще может к чему-то привести.

5. «Криптономикон» Нила Стивенсона: пасьянс

Если Эдгар По «открыл» тему криптографии в художественной литературе, то про Нила Стивенсона можно сказать, что он ее «закрыл». В романе «Криптономикон» шифры и все, что с ними связано, — одна из центральных тем.

Сюжетная линия времен Второй мировой посвящена противоборству криптографов воюющих сторон (в том числе взлому «Энигмы» и его последствиям), а герои второй сюжетной линии, действие которой разворачивается во времена бума доткомов, создают что-то очень напоминающее биткойн.

И там, где Дэн Браун обходится скороговоркой, Стивенсон не стесняется посвятить несколько страниц описанию математических или физических принципов, нужных для понимания того, как все работает.

Одержимость Стивенсона криптографией достигает апофеоза в приложении к книге, где дается полное описание криптосистемы, используемой одним из героев. Данный шифр использует в качестве ключа растасованную определенным образом колоду карт. Приложение содержит полную инструкцию по использованию шифра, способам формирования ключа и мерам предосторожности для тех, кто решит использовать этот метод в реальной жизни.

Книга позволяет получить неплохое представление о том, как устроены современные индустрии Интернета и информационной безопасности, а также какое влияние они оказывают на мир. Обязательно почитайте.

Советы