Онлайн-приватность в 5 шагов

Инструменты и приемы, которые помогут вам добиться большей приватности в Интернете.

О приватности в браузере и социальных сетях, а также о GDPR, Undatify и других вещах.

Ваши почтовые ящики завалены спамом? Не знаете, куда деваться от запросов в друзья, приходящих от не пойми кого, а ваши публикации в Facebook комментируют все кому не лень? Вас неотступно преследует реклама товаров, которые вы недавно искали в Интернете? Вероятно, Интернет слишком много о вас знает. Но ничего страшного — вот пять советов, которые помогут вам сохранить приватность в Сети.

1. Прежде чем что-то публиковать, подумайте

Да, не вы за собой шпионите и нарушаете собственные границы, но ваша онлайн-приватность все же начинается с вас и ваших решений: того, какой информацией вы делитесь и что оставляете при себе.

Перед тем как что-нибудь опубликовать, подумайте о последствиях: не выкладывайте на всеобщее обозрение контент, который может нарушить вашу (или чью-то еще) приватность. Вы же не выложите на Facebook ваш пароль? Вот именно. И со всем остальным так же: не нужно публиковать то, что может рассказать о вас больше, чем следует — например, адрес, личный номер телефона, адрес электронной почты и так далее.

То же касается билетов на самолет и любых документов со штрихкодами или QR-кодами. Если вы сфотографировали билет на концерт с QR-кодом и выложили его в Instagram, считайте, что вы его уже кому-то подарили.

Если вы все же хотите выложить фото билета, позаботьтесь о том, чтобы не было видно QR-код и номер билета — их нужно хорошенько замазать в фоторедакторе. Мы уже писали о том, как замазывать что-либо на картинке правильно, чтобы потом нельзя было прочитать информацию. Но безопаснее, конечно, ничего не выкладывать вообще.

2. Избавьтесь от слежки в браузере

Когда вы заходите на сайт, срабатывает система аналитики — веб-трекер. Она следит за тем, кто и как часто посещает страницу. Как правило, эта система принадлежит какому-нибудь интернет-гиганту вроде Google или Facebook. Они используют информацию о посещенных вами сайтах, чтобы определять ваши интересы и предлагать «правильную» рекламу.

Чтобы избавиться от такого внимания, можно использовать режим «инкогнито». Но учтите, что приватный поиск скрывает не всю информацию о вас — кое-что все же будет видно сайтам, которые вы посещаете (и третьим сторонам, о которых вы даже и не подозреваете).

От чересчур любознательных сайтов и систем аналитики спасут специальные решения для блокировки веб-трекеров: например, компонент «Защита от сбора данных» в Kaspersky Security Cloud.

Однако ни блокировка веб-трекеров, ни режим «инкогнито» не помогут вам скрыться от вашего собственного интернет-провайдера. Он может собирать информацию о ваших действиях в Интернете и продавать ее или даже забрасывать вас рекламой (и такое бывает). Чтобы не допустить этого, используйте защищенный шифрованием тоннель между вашим устройством и удаленным сервером. В этом случае все, что увидит ваш провайдер — это сам факт подключения к этому серверу.

Мы, разумеется, для этих целей рекомендуем наше защищенное соединение — Kaspersky Secure Connection.

Кстати, некоторые браузеры и поисковые системы тоже собирают данные пользователей, чтобы показывать им рекламу. Не хотите такого? Тогда используйте браузер, который бережно отнесется к вашей приватности (например, Firefox), и поисковик, который не будет за вами шпионить (например, DuckDuckGo или Startpage.com). Но имейте в виду, что такая приватность требует жертв. Как правило, приватные поисковые системы выдают менее релевантные результаты, ведь они о вас ничего не знают.

У браузеров, выступающих против слежки, есть свой недостаток — несовместимость с некоторыми сайтами. Так, в Firefox некоторые страницы могут отображаться некорректно, поскольку чаще всего их адаптируют под считающийся золотым стандартом среди веб-дизайнеров браузер Google Chrome.

3. Покопайтесь в настройках социальных сетей

Социальные сети — публичные пространства, но не все публичные пространства одинаковы и не все публичные вещи следует показывать всем подряд. Во многих соцсетях можно выбрать, кто будет видеть определенный контент на вашей странице — все пользователи, только зарегистрированные, друзья и друзья друзей, только друзья и так далее.

В дополнение к этому в большинстве социальных сетей есть еще множество самых разных настроек. Вы можете, например, запретить показывать ваш профиль в результатах поиска или не дать другим пользователям отмечать вас в публикациях и писать вам сообщения. Так что если вы устали от навязчивых «друзей», спамеров и мошенников, поройтесь в настройках приватности ВКонтакте, Instagram, Facebook, TikTok, «Одноклассников», Twitter и других сервисов.

Если хотите глубже погрузиться в изучение настроек соцсетей, рекомендуем воспользоваться нашим сервисом под названием Privacy Checker. Здесь подробно расписано, зачем нужна каждая настройка каждого сервиса (да еще и на каждой платформе), как использовать ее с умом и как ее применение скажется на вашем удобстве — как мы уже говорили, приватность требует определенных жертв.


Также Privacy Checker поможет вам настроить приватность в операционной системе.

4. Удаляйте старые аккаунты, не теряя данные

Со временем у каждого из нас накапливаются десятки учетных записей, причем некоторые из них мы используем редко или вовсе забрасываем. Помните, что не все аккаунты удаляются автоматически по прошествии некоторого времени: многие из них так и остаются в Сети и в какой-то момент могут стать причиной утечки ваших данных. Как вы знаете, утечки случаются чаще, чем хотелось бы.

Заведите привычку удалять аккаунты, которыми вы больше не пользуетесь и не планируете пользоваться в будущем. Делайте это безо всяких колебаний, особенно если речь идет об учетных записях, где много личных данных: профилях в социальных сетях, почтовых ящиках и аккаунтах в платежных системах.

Если вы начитались статей о приватности и готовы распрощаться со всеми или некоторыми соцсетями, имейте в виду, что это можно сделать без потери данных. Вот как, например, это работает в Instagram, Twitter, Snapchat и Facebook.

5. Пользуйтесь GDPR — его для вас же и придумали (если, конечно, вы европеец)

Когда в Европейском Союзе приняли регламент по защите персональных данных (GDPR), защита приватности вышла на новый уровень. Теперь, если вы попадаете под действие GDPR, вы можете запросить у любой компании данные, которые она собрала о вас. По закону компания обязана ответить вам и даже удалить какую-то информацию по вашему требованию.

Проблема в том, что многие просто не знают, что такое GDPR и как им пользоваться. Согласно результатам нашего опроса, четыре человека из пяти (82%) пытались удалить из Интернета личные данные, но меньше половины (37%) знало, как это сделать: как составить GDPR-запрос, куда его отправить, какие задавать вопросы, как правильно формулировать запросы и так далее. GDPR сложен, как и большинство юридических документов и процедур.

Здесь очень кстати придется новый сервис «Лаборатории Касперского» — Undatify. Он поможет частично автоматизировать отправку запроса на удаление данных и составить его в правильной форме. Также здесь вам разъяснят ответы компаний и помогут составить жалобу, если ответа не будет. Поскольку GDPR охраняет права только граждан Европейского Союза, сервис Undatify доступен только для них.

Советы