Эксперты предупреждают: излишняя открытость в сети увеличивает киберриски
Путешествие — это не только отдых и положительные впечатления, но и повод задуматься о своих цифровых привычках и приватности в сети. Согласно исследованию* «Лаборатории Касперского» «Кибербезопасные путешествия», большинство россиян публикуют фото и видео с отдыха в соцсетях или мессенджерах (72%). Причём каждый второй из них делает это во время поездки. Особенно активно размещают контент путешественники с детьми и молодые люди в возрасте 18–34 лет — 63% и 59% соответственно.
Более половины россиян, которые делятся фото и видео с отдыха и публикуют контент во время поездки, сопровождают свои публикации геотегами (61%). Около трети (30%) путешественников отмечают своё местоположение, не ограничивая доступ к постам, а среди молодых людей этот показатель ещё выше — 45%. Опрос показал, что молодёжь в целом больше доверяет цифровым платформам и проявляет меньшую осторожность в сети.
Эксперты «Лаборатории Касперского» предупреждают: злоумышленники могут использовать опубликованную информацию, чтобы сделать свои обманные схемы более достоверными. Поэтому пользователям необходимо помнить о рисках, связанных с овершерингом — чрезмерным разглашением личных данных.
«Мошенники могут собирать в соцсетях информацию о человеке, его увлечениях и маршрутах, чтобы придумывать убедительные фишинговые или скам-схемы, а фото и видео использовать для создания дипфейков, шантажа. Овершеринг может спровоцировать негативные последствия не только в цифровом мире: например, отпускные фото позволяют злоумышленникам вычислять пустующие квартиры. Однако это не значит, что в сети вообще нельзя ничего публиковать — нужно лишь минимизировать риски. Создайте альбом, к которому вы дадите доступ только близким друзьям и родственникам, или сделайте публикации уже после того, как вы вернулись из отпуска. Так вы сможете подойти к вопросу выбора контента более осознанно. Пересмотрите настройки приватности в соцсетях: рекомендуем сделать страницу закрытой или размещать посты только для определённых контактов. Проверить, какие настройки приватности существуют в разных сервисах и социальных сетях, можно на отдельном сайте „Лаборатории Касперского”. Особенно важно, чтобы родители учили детей правилам цифровой гигиены, поскольку юные пользователи активны в сети и не всегда осознают риски», — комментирует Андрей Сиденко, руководитель направления «Лаборатории Касперского» по детской онлайн-безопасности.
* Исследование «Кибербезопасные путешествия» проводил внутренний исследовательский центр «Лаборатории Касперского» летом 2025 года. Всего опрошено 1001 человек из крупных городов России.