11 января 2016

CES 2016: инновации для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженным

Новости

CES, или Consumer Electronics Show, — первая крупная выставка потребительской электроники в году. Традиционно она проходит в начале января в Лас-Вегасе и часто определяет тренды развития индустрии бытовой электроники, техники и программного обеспечения на весь год.

CES 2016: инновации для всех, даром и пусть никто не уйдет обиженным

У меня нет задачи рассказать вам про все представленные на CES 2016 железки — это сделают на TheVerge, Mashable или Engadget. Моя задача иная: основываясь на своих наблюдениях, рассказать, куда идет человеческая раса, что нас ждет в обозримом будущем и насколько мы с вами можем чувствовать себя в безопасности.

Если судить по выставке, идет человеческая раса не слишком быстро. И хотя слово «innovation» можно было увидеть чуть ли не на каждом втором стенде, как таковых инноваций лично я не увидел. Потому что инновация — это когда тебе задают вопрос: «Что это вы тут такое сделали и показываете?», а ты не можешь объяснить, поскольку аналогов твоему продукту еще не было — надо придумывать, как рассказать, подбирать новые слова.

Я это сполна ощутил, когда мне под кожу вшили биочип. Но, согласитесь, ничего нового в словах «дрон», «виртуальная реальность», «электромобиль» и «холодильник с Wi-Fi» нет. Я не преуменьшаю важность этих достижений — просто констатирую факт: все это уже было. Однако отсутствие революционных прорывов позволяет как следует проанализировать основные тренды.

Умные автомобили

Один из главных трендов сезона и, наверное, главный тренд CES. Если пару-тройку лет назад о беспилотных и напичканных софтом машинах только говорили, а что-то показать могли лишь Google да Volvo, то сегодня свои наработки в этом вопросе продемонстрировали все крупные автопроизводители: Ford, та же Volvo, Mercedes и так далее. Смысл у всех один — автомобили нового поколения будут иметь свое мнение по любому поводу.

Множество датчиков дает более точную картину происходящего на дороге, в салоне и под капотом. Они помогают предсказывать все — от маршрутов движения до внештатных ситуаций. Полезная информация с них выводится как на лобовое стекло (при помощи проекционного дисплея), так и на экран мультимедийной системы и приборную панель. А чтобы не отвлекать водителя, ему предлагается общаться с компьютером при помощи голоса — подобную технологию, в частности, внедрил Ford в своей системе Sync 3.

Остальные не отстают: Volvo пообещала быстро сделать свои машины беспилотными, причем именно в угоду безопасности, а не комфорту, — чтобы человек сидел и книжечку читал, а не рулил. BMW же нафаршировала свои машины технологиями так, что на фоне автомобилей остальных компаний они как будто из XXIII века. Электронная начинка — от самой ходовой и до бортового компьютера, который может понять, что вы забыли дома ключи, и открыть машину при помощи смартфона, — просто фантастическая. В новых BMW явно будет чему ломаться. И ремонтировать это будет недешево, так как аналогов ни у кого нет.

CES 2016: инновации для всех, даром и пусть никто не уйдет обиженным

Но в целом впечатление от этой электронной лихорадки двоякое. С одной стороны, автопроизводители представляют множество систем, которые вроде как позволяют повысить безопасность и какие-то вещи делать за водителя, если тот вдруг зазевался. Но мы же знаем: любые системы иногда ломаются. А те, что завязаны на компьютеры (как любые штуковины для повышения безопасности в автомобилях), могут не только ломаться, но и взламываться. Так что в целом автомобили, наверное, становятся безопаснее, но, если какой-то злоумышленник решит заняться некой конкретной машиной, у него будет больше вариантов, с чего начать.

Что касается беспилотных автомобилей, то этот красивый тренд является одновременно и очень спорным. Лучше всего концепт беспилотных авто может работать в том случае, когда на дорогах будут только роботизированные машины — и ни одного человека. Тогда правила будут едины — и будут соблюдаться. В остальных случаях все равно будут возникать ошибки и аварии, связанные с непредсказуемостью людей.

И есть еще один момент, о котором не принято говорить, но неплохо бы подумать. В одних только США количество таксистов измеряется сотнями тысяч человек. В мире счет идет на десятки миллионов. И с приходом роботизированных машин (а большинство крупных автопроизводителей обещают начать их выпуск к 2020 году) все эти люди останутся без работы. Социальные последствия могут быть очень неприятными, и пока непохоже, что кто-то всерьез озабочен анализом того, к чему все это может привести.

Виртуальная реальность

Еще один явный тренд — я насчитал несколько десятков компаний, показавших что-нибудь связанное с виртуальной реальностью. Кто-то предлагал пройтись по Марсу (без Марка Уотни, хотя, казалось бы, этот маркетинговый ход лежит на поверхности!), кто-то показал варианты использования VR-систем для обучения. Но основной тренд, безусловно, игровой.

На мой вкус, лучшая демонстрация была у Sony PlayStation VR — люди часами стояли в очереди для того, чтобы надеть шлем, взять в руки два джойстика и ощутить себя в игре с двумя пистолетами в руках. Выглядит это впечатляюще. Например, в определенный момент «плохой парень» кидает в игрока непотушенный окурок: я специально следил за реакцией людей в шлеме — 100% пыталось от него увернуться. Одну чувствительную барышню и вовсе стошнило. Поэтому предупреждающая вывеска о том, что VR нашим вестибулярным аппаратом воспринимается как самая обыкновенная реальность, совсем не шутка.

CES 2016: инновации для всех, даром и пусть никто не уйдет обиженным

Samsung тоже сделала акцент на VR, показав виртуальный кинозал: несколько дюжин сидений, как в кино, но вместо огромного экрана — шлемы виртуальной реальности. Сидишь и смотришь… что угодно: хочешь — кино, хочешь — виртуально присутствуешь на выставке в другой точке планеты.

Виртуальная реальность как тренд имеет огромные перспективы. Как поклонник компьютерных игр со стажем, скажу, что сотни миллионов людей с радостью уйдут из реальности, если виртуальность будет выглядеть достаточно убедительно.

В каком-то смысле можно готовиться к витку человеческой апатии друг к другу. Я не верю, что VR станет стимулом к развитию образования, науки и искусства, — те, кто хочет учиться и смотреть на Ван Гога, делают это уже сейчас. Тут вопрос не в формате, а в желании. А вот индустрия развлечений предсказуемо вступает в новую эпоху.

Дроны

В прошлом году дроны были доминирующим трендом: каждые 20 метров на территории выставки встречался загон с летающим внутри дроном или даже несколькими. В этом году стендов меньше, зато нарисовалась пара четких трендов.

Первый — появились полицейские дроны. В целом можно смело сказать, что в этом году началась реальная история «Терминатора» и «Робота-полицейского». Когда я увидел летающего в загоне дрона-копа, то сразу вспомнил Робокопа и его чудесную фразу: «Thank you for your cooperation!» («Благодарю за сотрудничество!»).

Израиль, например, уже вовсю использует роботов и беспилотники в военных целях. Когда дроны встанут на вооружение полицейских и военных структур остальных стран — неизвестно, но это вопрос времени. Если тренд продолжится, вопрос появления ED-209 с генами ротвейлера на полях боя можно считать решенным.

Второе направление дроностроения — дроны для перемещения человека. Такое, правда, пока показала только одна компания — китайская Ehang, но выглядит разработка весьма любопытно, особенно на фоне всего сказанного выше насчет беспилотных автомобилей.

Дело в том, что авиационные дроны не будут давать человеку никакой свободы — по сути, можно в него сесть, выбрать одну из точек на карте (заранее заложенных и просчитанных), нажать кнопку и… все, читать или смотреть кино во время полета. Разработчики клянутся, что на текущей стадии дрон может безопасно и быстро добросить пассажира весом до 250 фунтов (чуть больше 113 кг) в любую точку в радиусе 10 миль (порядка 16 км) за 20–25 минут.

В отличие от беспилотных авто, роботизированные летающие средства ожидает меньше проблем — правила системы создаются с нуля и сразу могут быть едиными для всех. Однако возникает много вопросов по безопасности такого дрона: пока даже его младшие братья регулярно падают — у кого-то «внезапно» разрядилась батарейка, кто-то замерз, кто-то просто вдруг решил улететь в закат и не вернуться.

С человеком на борту количество потенциальных непредсказуемых факторов должно быть сведено к нулю. Разработчики утверждают, что достигли огромного прогресса с системами дублирования функций, автономной аварийной посадки и так далее. Но какой-либо вес их словам может придать только статистика безаварийных полетов, а ее пока нет — исправлением этого им и предстоит заняться.

Интернет вещей

Тут вообще все сложно. Устройств, которые можно причислить к Интернету вещей, на CES 2016 было представлено не просто много, а очень много. Но у меня есть ощущение, что никто на рынке не понимает, что же такое этот самый Интернет вещей.

Всех прельщает перспектива знать об окружающей среде больше информации и строить более эффективные сервисы. Для этого предлагается поставить датчики на все, что есть вокруг: на замки от дверей, на эскалаторы, на лампочки, на таблетки и тесты на беременность, на пульсирующую в запястье вену, на машину, на собаку, на ребенка…

Отдельный субтренд — умные холодильники. Помните, много раз нам предсказывали, что цифровой дом вот-вот случится – все будет подключено к Интернету и холодильники будут сами заказывать продукты с доставкой? Ну, в общем, сбылось. Samsung показала целую армию умных холодильников, словно спустившихся с экрана фантастического кино. На каждом дисплей — со списком продуктов и меню управления покупками.
CES 2016: инновации для всех, даром и пусть никто не уйдет обиженным

Не знаю, как вы, а я бы не хотел сообщать холодильнику номер своей кредитной карты. Дома я бываю нечасто, а холодильник, мягко говоря, не Форт Нокс: обход защиты — вопрос времени. К тому же лично я хотел бы продолжать закупать разнообразные продукты — не хочется постоянно покупать одно и то же, пусть и с доставкой. Но, возможно, я ретроград, так как китайские закупщики (у них даже на бейджах написано «buyer») буквально роились у Wi-Fi-рефрижераторов. Может, голодные были…

В общем, у меня вопрос — как все это связано с жизнью? Мне кажется, современное IT-сообщество всерьез запуталось, потому что Интернет вещей — это не цель, а средство. И не для изменения жизни, а для зарабатывания денег. Если смотреть с этой точки зрения, все становится на свои места: действительно, если компания Х будет больше знать о человеке Y, она сможет более эффективно продавать ему свои (и чужие) сервисы и услуги.

Если это цель, то все идет отлично: на CES показаны сотни разновидностей датчиков и трекеров чего угодно — скорости, влажности, движения, биохимии и так далее. Но как пользователь я не увидел пока ни одного IoT-сервиса, который был бы мне действительно полезен.

Я видел сноубордическую маску Oakley, которая выводит на экран скорость движения и кучу текстов из социальных сетей, тем самым отвлекая человека от главной задачи — получить удовольствие от катания. Я видел десятки устройств, способных измерять мой пульс и давление. Но знание этой информации с качеством жизни никак не связано — на самочувствие влияют диета, режим дня и образ жизни, а не знание количества ударов сердца в минуту.

Короче, когда я видел все эти электронные тесты на беременность и очередные пульсометры, а также умный душ и все такое прочее, невольно начинал рвать на себе волосы — рынок наводняют устройства, собирающие колоссальное количество персональной и конфиденциальной информации. При этом сами пользователи будут вынуждены в очередной раз молча нажать «Я согласен» и надеяться на чудо — что корпорации не будут использовать эти данные в своих корыстных целях.

Но это заблуждение, данные пользователя будут использовать если не все, то многие. И не только те, кому он их доверил: ни одна компания, с которой я общался на CES, не ставила безопасность и шифрование пользовательских данных во главу угла. Никто не отмечал безопасность и приватность в качестве хотя бы части своей миссии. Всем нравится думать о прибыли, а не о потенциальных расходах на защиту от взломов.

Ну что ж… Будем надеяться, что из-за подобного отношения у кого-то случайно не окажутся руки в землянике. По локоть.