Как приватность в Сети помогает душевному здоровью

16 октября 2018

Недавно я прочел книгу Йохана Хари под названием Lost Connections («Потерянные связи»), которую очень рекомендую каждому, кто хоть раз чувствовал себя подавленным или тревожным. Это отличная книга, побуждающая восстанавливать связи нормальных человеческих отношений, сохранять верность собственным ценностям и заниматься не всякой ерундой, а тем, что кажется действительно важным. Все это и правда помогает победить депрессию. Конечно, книгу нельзя назвать панацеей от любого душевного разлада, однако после прочтения вы сможете как минимум понять те смутные причины, которые не дают вам быть счастливыми.

Особенно меня поразило то, что некоторые проблемы устройства нашего общества, которые Хари выделил как возможные причины депрессии, а также пути их решения напрямую связаны с приватностью. Связь может быть не слишком очевидна, но, защищая свои данные онлайн, вы можете укрепить свое психическое здоровье.

В этом довольно личном посте я хочу рассказать о двух аспектах приватности, каждый из которых имеет прямое отношение к душевному благосостоянию. Этот текст отражает только мое собственное мнение – официальная позиция компании может с ним не совпадать.

Социальные сети отдаляют людей друг от друга

Вот такой парадокс современного мира: с одной стороны, социальные сети позволяют нам свободно общаться с друзьями и родственниками по всему земному шару, невзирая на расстояния и границы. С другой стороны, никогда прежде за всю историю человечества мы не чувствовали себя настолько одинокими и оторванными от общества. На эту оторванность указывает не только Хари, но и множество других независимых источников, включая наше собственное исследование.

Проблема в том, что социальные сети никогда не заменят обычный живой разговор с теми, кто вам близок и дорог. Общение в Интернете отличается от живого общения даже с точки зрения химии: когда мы говорим с людьми в реальности, организм вырабатывает гормон окситоцин, который (вместе с серотонином и дофамином) отвечает за ощущение счастья.

В нашем блоге мы постоянно поднимаем вопросы приватности и безопасности в социальных сетях. Например, рассказываем, как правильно настроить Facebook, LinkedIn, Twitter, Instagram и так далее. Большая часть этих рекомендаций направлена на то, чтобы помешать незнакомцам увидеть информацию, для них не предназначенную. Также мы предостерегали вас от излишней откровенности онлайн, которая может иметь самые неприятные последствия.

Однако чем больше я изучал настройки приватности в социальных сетях, чем больше читал об утечках данных — будь то скандал с Cambridge Analytica или, например, взлом сайта знакомств Ashley Madison, — тем больше мне хотелось вообще не иметь учетных записей в сетях. Или по крайней мере минимизировать время, которое я в них провожу.

Я не из тех, кто сразу бросается делать что-то, так что сначала я долго взвешивал все «за» и «против». И в итоге решил вот что: совсем удалять учетные записи в Facebook, Twitter, LinkedIn и других социальных сетях я не буду — каждая из них мне для чего-то нужна. Facebook присылает напоминания о днях рождения, также через него я связываюсь с бывшими коллегами-журналистами или другими знакомыми, когда нужно что-то уточнить для одной из моих статей в этом блоге. LinkedIn, говорят, помогает карьерному росту. У меня не было возможности проверить это лично, но зато с его помощью я помог найти работу жене. Twitter используют многие исследователи кибербезопасности, поэтому в нем удобно следить за новостями из этой области. В общем, удалять эти аккаунты — не вариант.

Оптимальным выходом для меня стало максимально строго настроить приватность во всех соцсетях, минимизировать время, которое я в них провожу, и перестать использовать их как основной канал для связи с друзьями и родственниками. А Instagram и Swarm я все-таки удалил, потому что они только портили мне настроение и вызывали зависть к другим людям. Когда я сделал все это и начал проводить значительно меньше времени за прокруткой лент, я почувствовал себя менее несчастным. Заодно появилось гораздо больше времени на то, чтобы встречаться с друзьями в реальности — и это еще больше помогает отлично себя чувствовать.

Конечно, то, что это решение подошло мне, не делает его единственно правильным или подходящим лично вам. Но рекомендую хотя бы задать себе вопрос: вам правда нужны все эти соцсети? Что случится, если вы будете реже проверять ленты? Сведя к минимуму общение в социальных сетях, вы автоматически повысите свою приватность в Интернете и с высокой вероятностью почувствуете себя лучше. Возможно, удалить учетные записи будет еще эффективнее — если, конечно, вы готовы к такому радикальному шагу.

Реклама прячет от нас истинные ценности

Считается, что в среднем каждый из нас сталкивается с более чем 4 000 рекламных объявлений в день. Билборды на улицах, баннеры на сайтах, текстовые объявления в поисковиках, рекламные посты в социальных сетях и так далее — даже если сознательно мы их не особо замечаем, они никуда не деваются и так или иначе на нас воздействуют. Да что уж там, даже одежда с крупными, хорошо заметными логотипами брендов – это тоже своего рода реклама, и она повсюду.

Современная экономика рассчитана на то, чтобы мы покупали как можно больше. Сотни и тысячи талантливых маркетологов и умелых менеджеров по продажам ежедневно работают над тем, чтобы заставить нас поверить, что приобретение той или иной новинки сделает нас счастливее или лучше, ну или поможет нам осуществить нашу мечту.

Доля правды в этом, наверное, есть: например, если вы купите велосипед, это может сделать вас счастливее, потому что вы сможете кататься на нем и получать от этого удовольствие. Однако если вы купите супер-мега-навороченный велик на замену модели постарше и попроще, уровень счастья вовсе не увеличится пропорционально потраченным деньгам — поездки по парку останутся примерно настолько же приятными. Крутой новенький велосипед может повысить ваш статус в глазах прохожих, но никак не изменит отношение к вам тех, кому вы действительно дороги.

Тем не менее реклама побуждает нас постоянно покупать все больше и больше новых дорогих вещей. Неважно, какая у вас машина — все равно найдется модель мощнее и комфортнее. Причем таргетированная реклама заботливо предложит вам посмотреть на эту машину или даже записаться на тест-драйв, чтобы вам уж точно захотелось ее купить.

Персонализированные объявления, которые мы видим в поисковиках и социальных сетях, влияют на нас сильнее всего, ведь они подобраны под наши интересы. Но и они предлагают не то, чего мы хотели бы сами — они предлагают то, чего мы должны хотеть по мнению общества. Такие ценности называются внешними, тогда как наши истинные ценности называются внутренними.

Внутренние ценности редко связаны с тем, что мы хотим иметь — чаще с тем, что мы хотим сделать (например, научиться играть на музыкальном инструменте), или с теми, кто нам небезразличен. Суть этих ценностей в том, чтобы заботиться о важных для нас людях или делать что-то значимое для общества в целом. Или, например, в том, чтобы стать кем-то.

Поступая в соответствии с внутренними ценностями — идеями, которые нам действительно дороги и важны, — мы становимся счастливее и начинаем по-настоящему хотеть жить. Однако внутренние ценности часто скрыты под слоем внешних: о них никто не кричит из каждой микроволновки, их поиск — наше личное дело. А вот о внешних ценностях красочно рассказывают на каждом углу и каждом сайте. И все объявления в Интернете, напоминаю, специально сделаны так, чтобы нас зацепить.

Какая информация используется для того, чтобы сделать онлайн-рекламу более актуальной для каждого из нас? Это наши посты в социальных сетях, наши лайки и предпочтения, данные о нашем местонахождении, история поиска. А также все то, о чем мы пишем в Gmail и о чем разговарием в Facebook Messenger. В общем, то, что сейчас называется большими данными.

Как избегать таргетированной рекламы? Не давать тем, кто ее размещает, слишком много информации о себе и не позволять за собой следить. Вот мы и снова вернулись к приватности.

Естественно, я не призываю совсем отказаться от Gmail, слишком уж это удобная почта. Я сам ее использую и планирую использовать дальше. Но опять-таки, почему бы не задуматься о том, какие из привычных вам сервисов собирают сведения в рекламных целях, а затем прикинуть, без каких из них вы действительно не хотели бы обходиться, а какие можно сравнительно легко заменить альтернативами, более ориентированными на приватность.

Я уже описал вам свой подход к социальным медиа, вы можете разработать собственную тактику. В целом, сведя к минимуму время в социальных сетях, вы будете видеть меньше рекламы и сообщите рекламодателям меньше информации о себе. Но существуют еще поисковые движки и вообще другие сайты, которые тоже хотят показывать вам персонализированные объявления. От них можно укрыться, используя программное обеспечение, которое препятствует отслеживанию, и сервисы, ориентированные на приватность.

Например, недавно я отказался от использования поисковика Google и перешел на DuckDuckGo. Конечно, эта платформа тоже показывает рекламу — зарабатывать надо всем, — но по крайней мере она не пытается за мной следить, да и гигантской рекламной сети наподобие Google Ads у нее нет. Это значит, что другие сайты не будут показывать мне таргетированную рекламу, пользуясь моей историей поиска.

Итоги

То, что я освободил больше времени на встречи с важными для меня людьми и избавился от лишнего рекламного мусора, определенно пошло мне на пользу. Возможно, этот рецепт подойдет и для вас. Лично мне это дало понимание, что вокруг полно людей с похожими проблемами, и, разбираясь с ними вместе или хотя бы делясь наболевшим друг с другом, мы делаем эти проблемы не такими огромными и намного более разрешимыми.

Пожалуй, после прочтения «Потерянных связей» Хари и внесения изменений в некоторые аспекты своей жизни я могу сказать, что стал счастливее. К тому же эти изменения помогли мне приблизиться к достижению еще одной моей цели – повышению приватности в Сети. Ну а в рамках возвращения к истинным ценностям я хочу создавать что-то, что может хотя бы в теории сделать жизнь других людей лучше, — и поэтому я написал этот пост. Очень надеюсь, что хотя бы кому-то из читателей он поможет.