Нам все сложнее становится обеспечивать свою кибербезопасность, и иногда кажется, что каждый новый день приносит новую киберугрозу. Мы должны своевременно реагировать на эти угрозы, но при этом важно помнить, что в основе многих сложных угроз лежат более простые, такие как утечка данных. И за ними тоже необходимо следить.
Иногда утечка данных приводит к новым кибератакам, например с использованием фишинга. Принимая меры для предотвращения утечки, вы можете помешать киберпреступникам совершать другие виды атак и преступных действий.
Что такое утечка данных?
Утечка данных – это попадание конфиденциальных данных в руки киберпреступников. Эта информация может касаться и частного лица, и бизнеса или организации. Утечка может произойти электронным путем (например, посредством интернета или через электронную почту) или может быть осуществлена физически, когда данные похищаются непосредственно с ноутбука или других устройств, флешек или внешних жестких дисков.
Независимо от того, кто стал жертвой утечки – частное лицо или крупная компания, она может привести к масштабным негативным последствиям. Если частное лицо в результате утечки данных может столкнуться с серьезными личными проблемами, то для организации последствия могут оказаться гораздо более разрушительными: это могут быть масштабные финансовые потери или репутационный ущерб.
Поэтому важно знать, как происходит утечка данных, какими могут быть ее последствия и какие есть способы ее предотвращения. Представителям бизнеса особенно важно уметь реализовывать стратегии по снижению рисков на организационном уровне, будь то обучение сотрудников, внедрение технологий для предотвращения утечки данных или мониторинг даркнета.
Чем отличается утечка данных от кражи данных?
Обычному человеку термины «утечка данных» и «кража данных» кажутся взаимозаменяемыми. Но между ними есть разница, которую полезно знать.
Если коротко, то утечка данных – это случайное попадание конфиденциальной информации в чужие руки, а кража данных – это намеренное похищение данных с помощью кибератаки. Хотя в обоих случаях происходит раскрытие не подлежащей разглашению информации, разница между ними – в причинах и намерениях действующих лиц.
Точнее говоря, утечка данных может быть следствием чьей-то халатности или других внутренних процессов, в то время как кража данных – это результат сознательных действий злоумышленника, например атаки с использованием какой-либо уязвимости.
Разумеется, это деление довольно условно, поскольку киберпреступники часто используют информацию, полученную при утечке, чтобы с ее помощью организовать кражу данных. Например, раскрытые в результате утечки учетные данные сотрудника могут быть использованы для организации полномасштабной кражи данных целой компании.
Как происходит утечка данных?
Важно понимать, что утечка данных не всегда происходит в результате кибератаки. Гораздо чаще она является следствием человеческой ошибки или чьих-то вредоносных действий. Поэтому чтобы предотвратить утечку данных, важно понимать, как именно она может произойти.
Вот несколько типичных причин утечки данных.
-
Дефекты инфраструктуры. Неправильные настройки и права доступа, устаревшее ПО, плохая конфигурация сетей – все это может быть причиной утечки данных.
-
Атаки с использованием социальной инженерии. Это постоянная угроза кибербезопасности, которая включает в себя фишинг и целевой фишинг.
-
Ненадежные пароли. В основном люди используют пароли, которые легко угадать путем подбора слов или подстановки учетных данных. Это, например, простые пароли или одинаковые пароли для разных аккаунтов.
-
Потеря устройства. Если киберпреступник сумеет взломать кем-то потерянное устройство, он получает доступ к хранящимся на нем данным.
-
Уязвимости программного обеспечения. Киберпреступники могут легко воспользоваться уязвимостями ПО, что приводит к самым разным последствиям, в том числе и к краже данных. Чтобы этого не допустить, необходимо своевременно обновлять все программное обеспечение и устанавливать все новейшие патчи безопасности.
-
Человеческий фактор. Случается, что недовольные сотрудники или партнеры, желая наказать компанию, сами организуют утечку данных.
-
Халатность. Иногда сотрудники хранят конфиденциальные данные на внешних жестких дисках или флешках или даже записывают от руки и оставляют там, где к ним могут получить доступ посторонние. К утечке данных могут приводить и человеческие ошибки.
Какие данные необходимо защищать от утечки?
В результате утечек киберпреступники собирают информацию, которую затем могут использовать для получения финансовой или другой выгоды. Есть много видов данных, которые злоумышленники могут украсть и использовать в своих целях. Эта информация может иметь отношение и к частным лицам, и к предприятиям и организациям.
Вот некоторые виды данных, за которыми охотятся киберпреступники.
- Персональные данные. Это адрес электронной почты, номер паспорта, номера банковских карт, дата рождения. По этим данным можно идентифицировать конкретную личность, и с их помощью злоумышленники могут выдавать себя за нее.
- Базы данных клиентов. В таких базах могут содержаться персональные данные клиентов, учетные данные для входа в аккаунт, платежные данные, история заказов и т. д.
- Деловая информация. В результате утечки может быть раскрыта закрытая информация о деятельности компании: служебные документы или электронная переписка, бухгалтерские документы, статистика и прогнозы, стратегия и планирование, кадровая документация.
- Коммерческая тайна или интеллектуальная собственность. Это закрытая информация, составляющая конкурентное преимущество компании. Сюда могут входить запатентованные разработки и формулы, собственные технологии, исходный код и коммерческие стратегии.
- Финансовая информация. Это любая информация, относящаяся к финансовой деятельности частного лица или организации, например налоговые декларации, банковские выписки и счета-фактуры.
- Учетные данные. Это, например, логины и пароли, с помощью которых злоумышленники могут завладеть электронным почтовым ящиком жертвы или ее аккаунтами в соцсетях.
Собрав подобную информацию в результате утечки, киберпреступники получают в руки орудие для совершения новых преступлений. Они могут, в том числе, выдавать себя за другое лицо, заниматься финансовыми махинациями или вымогательством. Вот почему так важно, чтобы и частные лица, и компании прилагали все усилия к защите своих данных от утечки.
Как используется информация, полученная в результате утечки?
Собрав все эти бесценные данные, киберпреступники получают возможность совершать множество других преступлений. Именно поэтому утечка данных так опасна и так важно ее предотвращать. Вот что могут сделать преступники с украденной информацией.
- Совершать новые киберпреступления с использованием приемов социальной инженерии , например фишинговые атаки.
- Совершать разные финансовые махинации, в том числе мошенничество с кредитными картами.
- Выдавать себя за человека, чьи данные они похитили.
- Деанонимизировать жертву в интернете (так называемый doxing).
- Внести информацию в базу данных, чтобы в дальнейшем использовать ее для слежки за людьми и сбора информации в неблаговидных целях.
- Нанести репутационный ущерб бизнесу.
- Нарушить рабочие процессы.
- Продать данные другим киберпреступникам в даркнете.
- Вымогать денежные средства у частных лиц и организаций.
Кибербезопасность и предотвращение утечки данных
В обществе, зависящем от цифровых технологий, утечка данных будет оставаться постоянной угрозой, а киберпреступники будут все более совершенствовать свои методы атак. Однако есть ряд защитных мер и стратегий, внедрение которых позволит минимизировать шансы злоумышленников на успех. Вот несколько полезных советов, как предотвратить утечку данных.
- Разработайте меры по обеспечению безопасности данных и регулярно пересматривайте их, чтобы не допускать утечки. Это особенно важно для тех, к кому предъявляются требования отраслевого регулятора.
- Используйте инструменты предотвращения утечки данных, чтобы защитить конфиденциальную информацию, хранящуюся в системе организации.
- Контролируйте доступ к системе и активность пользователей. Прозрачность внутри сети позволяет легко обнаружить подозрительное поведение и крайне важна для предотвращения утечки.
- Придерживайтесь принципа предоставления наименьших привилегий, чтобы сотрудники, партнеры и другие аффилированные лица имели доступ только к той информации, которая необходима им для исполнения должностных обязанностей. Это не позволит им организовать утечку данных.
- Организуйте тренинги по киберграмотности для персонала компании и проводите их регулярно, так чтобы сотрудники были в курсе новейших угроз и знали, как их избегать.
- Регулярно удаляйте устаревшую или неиспользуемую информацию или храните ее вне корпоративной сети, чтобы к ней было нелегко получить доступ.
- Используйте только сложные пароли и установите защищенную систему управления паролями, например надежный менеджер паролей.
- Постоянно отслеживайте и оценивайте риски третьих сторон, чтобы предотвратить утечку данных через цепочки поставок.
- Чтобы предотвратить утечку информации изнутри компании, установите жесткий порядок при увольнении, немедленно закрывая уволенным сотрудникам доступ к сетям, документам, устройствам и другим потенциальным векторам атаки.
- Везде, где можно, используйте многофакторную и биометрическую аутентификацию, чтобы защитить корпоративные устройства и системы.
- Рассмотрите возможность шифрования конфиденциальных данных, наиболее подверженных риску.
- Проводите постоянный мониторинг даркнета, чтобы своевременно обнаруживать сообщения о новых утечках (даже если они будут недостоверными), а также отслеживать всплески вредоносной активности. Поскольку мониторинг даркнета – довольно ресурсоемкий процесс, его можно поручить сторонним экспертам.
Как научиться предотвращать утечку и кражу данных
Утечка данных часто предшествует краже информации, а последствия таких инцидентов могут быть весьма болезненными, особенно для бизнеса. Именно поэтому предприятия должны особенно ответственно подходить к защите своей информации, изучать эту проблему и внедрять стратегии по предотвращению утечки данных. Один из возможных шагов на этом пути – проведение комплексных тренингов по киберграмотности для персонала, чтобы сотрудники осознавали угрозу утечки данных и знали базовые принципы кибербезопасности. При этом важно предпринимать и другие шаги, например защищать корпоративную информацию и использовать специальные инструменты для предотвращения утечки. Все это позволит минимизировать возможность утечки данных и других угроз кибербезопасности компании.
Статьи и ссылки по теме:
Что делать, если произошла утечка персональных данных
Продукты и решения: