Перейти к основному разделу

Чат-боты сегодня встречают нас практически на каждом веб-сайте. Благодаря автоматизации и использованию искусственного интеллекта они позволяют повысить качество обслуживания клиентов. Чат-бот умеет задавать клиентам общие вопросы, получать ответы или принимать сообщения, что значительно ускоряет обслуживание.

Многие торговые площадки, программные платформы и бесчисленное количество веб-сайтов начали внедрять чат-боты, и некоторым клиентам это очень нравится. Но не создают ли чат-боты угрозу для безопасности и конфиденциальности данных? Как запустить чат-бот без риска для безопасности? Давайте рассмотрим это подробнее.

Для чего нужны чат-боты?

В условиях, когда все больше бизнес-процессов переходит в онлайн, а клиенты надеются на круглосуточное обслуживание, чат-боты могут подменять временно отсутствующих сотрудников. Чат-боты общаются с клиентами круглые сутки семь дней в неделю. Они умеют отвечать на вопросы с помощью искусственного интеллекта, направлять вопросы к нужному сотруднику и принимать сообщения, когда никого из сотрудников нет на месте, чтобы компания могла связаться с клиентом позже.

Преимущества чат-ботов очевидны. Благодаря круглосуточной работе они позволяют не упустить потенциальных клиентов и быстро обрабатывают обращения, что экономит клиентам время и избавляет сотрудников от лишних вопросов. Автоматизированные чат-боты помогают сократить издержки, улучшить работу с клиентами и даже повысить доходы бизнеса.

Но не создают ли чат-боты угрозу для безопасности и конфиденциальности данных? Чтобы обеспечить персонализированный подход к клиенту и адекватные ответы на его вопросы, чат-боту часто предоставляют доступ к большому количеству клиентской информации. Если при этом не соблюдать надлежащие меры предосторожности, это может стать реальной угрозой и повысить риск появления серьезных уязвимостей.

Какие уязвимости связаны с использованием чат-ботов

Уязвимости могут оказаться в любой системе. Это, например, дефекты или бреши в защите или случайные бэкдоры, которыми могут воспользоваться злоумышленники. Часто уязвимости – это результат плохого защитного решения, слабого алгоритма кодирования или просто ошибки пользователя. Ни одна система не является полностью защищенной от взлома, любое ПО имеет слабые места. Однако компаниям следует постоянно тестировать свои системы на наличие уязвимостей и закрывать их в случае обнаружения.

Вот некоторые потенциальные уязвимости, на которые компаниям следует обратить внимание при внедрении чат-бота:

  • отсутствие шифрования при общении чат-бота с клиентом и при обращении чат-бота к внутренним базам данных;
  • неэффективные протоколы безопасности и недостаточно обученный персонал, что может привести к случайно оставленному бэкдору или к раскрытию конфиденциальной информации;
  • уязвимости хостинг-провайдера, инструментов для создания чат-бота и/или подключенных к ним баз данных.

Если злоумышленник обнаружит эти уязвимости, он может воспользоваться ими для атаки на вашу компанию.

Какие угрозы возникают при использовании чат-ботов

Угроза – это единовременное событие, обычно возникающее в результате использования злоумышленником какой-либо уязвимости. Вот несколько примеров угроз, которые могут возникнуть при использовании чат-ботов.

  • Вредоносные программы и программы-вымогатели могут распространяться во внутренней сети компании с целью кражи данных или их блокировки для получения выкупа. Злоумышленники могут также взломать сеть и заставить чат-бот рассылать вредоносные программы или программы-вымогатели на устройства пользователей.
  • Кража данных возможна в случае, если чат-бот не обеспечивает защиту клиентской информации с помощью шифрования или другими способами. Возможно также искажение данных, что приведет к их утрате или невозможности использования.
  • Имперсонация или изменение настроек чат-бота – это серьезная угроза, поскольку клиенты могут раскрыть злоумышленнику конфиденциальную информацию, полагая, что взаимодействуют с вашей компанией.

Для предприятий любого масштаба всегда существуют угрозы, которые возникают в связи с действиями злоумышленников. И хотя эти угрозы не перевешивают преимущества чат-ботов, следует помнить, что все инструменты и ресурсы компании должны быть надежно защищены, особенно если они связаны с использованием клиентской информации.

Как избежать уязвимостей и угроз

Потенциальные уязвимости, связанные с чат-ботами, могут возникнуть в любой бизнес-структуре. На самом деле чат-боты дают массу преимуществ, поэтому не стоит отказываться от их внедрения из-за подобных опасений. Нужно просто хорошо подготовиться, чтобы минимизировать риск угроз. Вот что компании можно предпринять, чтобы избежать использования уязвимостей в ее структуре и защититься от угроз.

Используйте надежные алгоритмы шифрования и аутентификации

Все системы компании должны быть защищены сквозным шифрованием, включая чат-боты. Этот способ шифрования гарантирует, что никто посторонний не сможет получить доступ к обмену информацией между отправителем и получателем, а именно чат-ботом и клиентом. Такой тип шифрования уже используется приложением WhatsApp и правительственными структурами благодаря своей эффективности.

Помимо шифрования компаниям следует внедрить надежные инструменты аутентификации и авторизации, чтобы злоумышленники не имели возможности действовать от их имени, перенастраивать боты и использовать их в преступных целях.

Обновите все политики и протоколы безопасности

Политики и протоколы безопасности определяют параметры разработки ПО, его шифрования, внедрения, взаимодействия и текущей работы. Кроме того, они позволяют контролировать то, как сотрудники используют и утилизируют те или иные системы.

Если политики и протоколы применяются надлежащим образом, они помогают обеспечивать комплексную защиту, закрывать уязвимости и обнаруживать существующие угрозы. Однако даже убедившись в их эффективности, важно следить за правильным и непрерывным их применением.

Обучите персонал

Даже если компания вложила немало времени и средств в шифрование и защиту своего ПО, при отсутствии должного обучения и контроля за действиями сотрудников она все равно окажется уязвимой.

Ошибки пользователя по-прежнему остаются главной уязвимостью в сфере кибербезопасности. Поэтому компаниям нужно добиваться выполнения ключевых протоколов, регулярно проводить обучение сотрудников и контролировать их действия, чтобы убедиться в том, что политики безопасности соблюдаются.

Объединив все эти элементы в единую схему, компании будут готовы к максимально эффективному использованию таких новых технологий и ПО, как чат-боты, не подвергая риску безопасность и конфиденциальность своих данных.

Рекомендуемые продукты

Статьи по теме:

Чат-боты окружают нас повсюду, но не нарушают ли они нашу конфиденциальность?

Стоит ли устанавливать чат-бот на веб-сайт? Как обеспечить безопасность бизнеса. Узнайте об этом подробнее.
Kaspersky Logo