Перейти к основному разделу

Что такое автоматические звонки?

При автоматических звонках заранее записанные сообщения проговариваются миллионам людей ежедневно. Это осуществляется с использованием программного обеспечения для автоматического набора номера. Если при ответе на телефонный звонок вы слышите записанное сообщение вместо реального человека, это автоматический звонок.

Некоторые автоматические звонки несут полезную информацию, например напоминания о встречах или об отмене рейсов. Однако большинство из них используются для продаж, а многие также являются мошенническими.

Ежемесячно в мире совершаются миллиарды автоматических звонков, многие находят их неприятными. Современные технологии позволяют телемаркетологам и мошенникам с легкостью и без существенных затрат совершать автоматические звонки через интернет, что способствует их распространению.

Законны ли автоматические звонки?

Законы различаются в зависимости от страны, поэтому правовой статус автоматических звонков стоит уточнять для каждой конкретной страны.

В США законными считаются некоторые автоматические звонки. К ним относятся:

Информационные сообщения

Например, автоматические звонки с сообщением об отмене рейс или с напоминанием о приеме у врача.

Звонки с целью взыскания долга

Организациям, предпринимающим законные попытки взыскания долга, разрешается использовать записанные сообщения для связи. Однако звонки, целью которых является продажа услуг для уменьшения долга, не являются легальными (они могут быть мошенническими).

Звонки от медицинских учреждений

Например, звонки из аптек с напоминанием о необходимости продлить рецепт.

Сообщения от благотворительных организаций

Благотворительные организации могут сами выполнять такие звонки. Но если благотворительная организация нанимает кого-либо для выполнения автоматических звонков от ее имени, эти звонки могут поступать только лицам, ранее делавшим пожертвования, или членам благотворительной организации. Они также должны включать автоматическую возможность отказа от получения звонков в будущем.

Автоматические звонки с попыткой продать что-либо являются незаконными, если у компании нет на это письменного согласия от получателя звонков. Чтобы получить такое согласие, компания должна четко дать понять, что просит разрешение на взаимодействие с вами посредством автоматических звонков. Она не может указать согласие на получение звонков в качестве условия получения продукта или услуги. В случае согласия, у вас есть право в дальнейшем изменить свое решение.

Автоматические звонки, предназначенные для обмана или мошенничества, являются незаконными во всех юрисдикциях. В январе 2020 года при поддержке обеих партий в США был принят Закон об уголовном преследовании и сдерживании злоупотреблений автоматическими телефонными звонками (TRACED), который наделяет Федеральную торговую комиссию расширенными полномочиями по предотвращению спам-звонков. Закон увеличивает штрафы за мошенничество с использованием автоматических звонков с 1500 до 10 000 долларов за каждый спам-звонок.

Что произойдет, если ответить на автоматический звонок?

На автоматический спам-звонок лучше всего не отвечать. Если вы ответите на звонок, мошенники сочтут ваш номер «хорошим», даже если вы не попадетесь на их уловки. Они попробуют позвонить еще раз, потому что знают, что абонент является потенциальной жертвой мошенничества. Чем меньше вы отвечаете на автоматические звонки, тем меньше звонков вы получите.

Однако проблема заключается в том, чтобы понять, является ли звонок автоматическим, а также, является ли автоматический звонок спам-звонком.

В последние годы стали распространены звонки с поддельных номеров. При таких звонках намеренно меняется имя или номер вызывающего абонента. Часто это делается для имитации реальной компании или человека, чтобы обманом вынудить абонента ответить на звонок. Поэтому будьте внимательны, когда нажимаете кнопку ответа на звонок.

Вы можете минимизировать риск мошенничества, следуя этим советам:

1. Положите трубку, как только поймете, что это автоматический звонок

Чем меньше вы реагируете, тем лучше. Если вы ответите или отреагируете на звонок, он может быть отмечен как «живой», и вам начнут звонить чаще.

2. По возможности не говорите «да»

Многие автоматические мошеннические звонки начинаются с вопроса: «Здравствуйте, меня хорошо слышно?», на что люди отвечают «да», даже не задумываясь. Запись этого ответа может быть сохранена и использована для мошеннических действий. Так что не говорите «да», если это возможно.

3. Не следуйте инструкциям бота

Автоматические звонки иногда призывают выполнять определенные действия, например, «нажмите 1 для разговора с оператором» или «нажмите 2, чтобы отказаться от подписки» и прочее. Следуя инструкциям, вы показываете, что являетесь потенциальной жертвой, и провоцируете дальнейшие автоматические звонки. Старайтесь не выполнять никаких действий.

4. Сообщите о звонке

В США об автоматических звонках можно сообщить в Федеральную торговую комиссию на сайте donotcall.gov. Сообщив определившийся номер вызывающего абонента, можно помочь Федеральной торговой комиссии отследить мошенников, выполнивших этот звонок. Федеральная торговая комиссии собирает такие телефонные номера и публикует их каждый рабочий день. Эти данные используются операторами связи и организациями, работающими над решениями для блокировки вызовов. Такие отчеты также помогают правоохранительным органам идентифицировать инициаторов незаконных звонков.

5. Соблюдайте осторожность

Потенциальный ущерб от автоматических мошеннических звонков может оказаться очень велик. Даже если мошенники не получат данные вашей кредитной карты, они потратят ваше время. Соблюдайте осторожность при каждом звонке с неизвестного номера. Если вам звонят из какой-либо компании, вы можете повесить трубку, найти их контактный номер на сайте и перезвонить, чтобы проверить, является ли звонок настоящим.

Блокировка спам-звонков для Android

Что произойдет, если перезвонить по спам-номеру?

Не рекомендуется этого делать. Вы можете понести существенные расходы, позвонив по платному номеру. Кроме того, вы покажете спамерам, что ваш номер является действующим, и тем самым спровоцируете дальнейшие спам-звонки. Любой контакт с мошенниками является для них потенциальным источником информации, которую они могут затем использовать для атак социальной инженерии.

Типы спам-звонков

Термины «автоматический звонок» и «спам-звонок» иногда используются как синонимы, но они могут означать разные вещи.

  • Что такое автоматический звонок? Автоматический звонок сообщает автоматическое или предварительно записанное голосовое сообщение. Иногда такие звонки являются законными и выполняются с согласия абонента.
  • Что такое спам-звонок? Спам-звонок является нежелательным, его цель часто состоит в том, чтобы обмануть абонента.

Типы мошеннических спам-звонков и автоматических звонков включают:

1. Звонки с поддельных номеров

Звонки, при которых выполняется имитация местных номеров или номеров известных компаний. Это связано с тем, что мошенники знают, что с большей вероятностью абонент ответит на звонок с местного или известного номера.

2. Мошеннические звонки из Налогового управления

При этих звонках мошенники и преступники выдают себя за сотрудников Налогового управления США (IRS). Они могут попросить оплатить фальшивый налоговый счет и заявить, что в противном случае может быть удален номер социального страхования. Чтобы звонок выглядел настоящим, мошенники используют фальшивые должности и номера сотрудников Налоговой службы. В Великобритании мошенники притворяются сотрудниками Управления по налогам и таможенным сборам (HMRC).

3. Мошеннические звонки от благотворительных организаций

Звонки от несуществующих благотворительных организаций с просьбой сделать пожертвования в помощь районам или людям, пострадавшим от болезней или стихийных бедствий.

4. Мошенничество, связанное с путешествиями

Такие звонки могут начинаться с предложения бесплатного или недорогого отпуска. Затем абонента просят ввести данные кредитной карты, чтобы получить бесплатную поездку.

5. Звонки по поводу медицинского страхования

При таких звонках сообщается, что вам предоставляются не оптимальные условия медицинского страхования или предлагаются скидки на пакеты медицинского страхования. Их настоящая цель получить ваши личные данные.

6. Мошенничество, связанное с кредитами

Мошенники предлагают ссуды или кредитные карты за небольшую предоплату. Такие звонки часто нацелены на лиц с плохой кредитной историей. После уплаты комиссии кредит получен не будет.

7. Мошенничество, связанное со службой поддержки

Мошенники выдают себя за представителей компаний, например Apple или других известных брендов, клиентами которыми вы являетесь. Они запрашивают у вас личную информацию, которая уже есть у настоящей компании и которую обычно не запрашивают по телефону.

8. Мошенничество с бесплатными пробными версиями

Мошенники обещают предоставить бесплатный продукт или услугу, но затем просят данные кредитной карты, с которой списывается ежемесячная плата.

9. Звонки насчет поисковой оптимизации в Google

Такие звонки нацелены на малые компании. Мошенники сообщают, что данные этих компаний в Google скоро исчезнут и угрожают отметить такие компании как закрытые, если они не заплатят за некоторые не являющиеся обязательными услуги по SEO-оптимизации.

10. Мошенничество, связанное с проверкой данных на карте

Эти спам-звонки информируют владельцев малых компаний о необходимости проверки данных на онлайн-карте. Мошенники требуют сообщить конфиденциальную информацию компании, чтобы компания продолжала отображаться на карте. Затем эта информация используется для атаки на финансовые счета компании.

11. Автоматические звонки на китайском

В регионах со значительной долей китайского населения выполняются автоматические звонки на мандаринском диалекте. Такие звонки могут сбить с толку того, кто не говорит по-китайски. Те же, кто понимает китайский и выполняет инструкции автоматического звонка, рискуют стать жертвой мошенников.

Темы звонков варьируются, но часто утверждается, что это звонок из посольства Китая. Абонента информируют о документе, который ему якобы нужно получить, чтобы защитить свой иммиграционный статус. Настоящая цель звонка – получить деньги.

Как блокировать автоматические звонки

Ниже приведены несколько рекомендаций касательно того, что делать с автоматическими звонками и как блокировать спам-звонки.

Как блокировать автоматические звонки на iPhone

iOS-устройства позволяют запретить вызовы с определенных номеров. Можно также настроить переадресацию всех вызовов с незнакомых номеров на голосовую почту.

Чтобы заблокировать номер на iPhone:

  1. Перейдите в приложение «Телефон» и нажмите «Недавние».
  2. Найдите номер, который требуется заблокировать.
  3. Нажмите на синюю букву «i» в кружочке справа от номера.
  4. На следующем экране прокрутите вниз и нажмите «Заблокировать этого абонента».
  5. Во всплывающем сообщении выберите вариант «Заблокировать контакт».

Чтобы запретить вызовы со всех номеров, которых нет в вашем списке контактов:

  1. В меню «Настройки» выберите «Телефон».
  2. Прокрутите вниз.
  3. Активируйте переключатель «Заглушение неизвестных абонентов», чтобы он стал зеленым.

Как блокировать автоматические звонки на Android

Процесс блокировки спам-звонков для Android аналогичен процессу для iPhone.

Чтобы заблокировать номер на Android-устройстве:

  1. Откройте приложение «Телефон» на главном экране.
  2. Перейдите на закладку «Последние».
  3. Найдите номер, который требуется заблокировать, нажмите на него, а затем нажмите на букву «i» в кружочке.
  4. Нажмите на кнопку «Заблокировать» и подтвердите блокировку, нажав «Заблокировать» во всплывающем сообщении.

Чтобы заблокировать неизвестные номера на Android-устройстве:

  1. Откройте приложение «Телефон» на главном экране.
  2. Нажмите на три точки, чтобы перейти в раскрывающееся меню.
  3. В списке выберите пункт «Настройки».
  4. Нажмите «Блокировка номеров».
  5. Активируйте переключатель «Блокировать неизвестные / скрытые номера», чтобы он стал зеленым.

Можно рассмотреть возможность установки на смартфон стороннего приложения для блокировки автоматических звонков или, по крайней мере, предупреждения о них. Существуют различные варианты как для Android, так и для Apple. Например, Kaspersky Internet Security для Android имеет функцию Фильтр звонков, позволяющую блокировать нежелательные вызовы.

Как блокировать автоматические звонки на стационарном телефоне

Набор доступных действий для защиты стационарного телефона зависит от его типа.

Обычный стационарный телефон

Если вы используете обычный стационарный телефон, можно приобрести и установить устройство блокировки звонков. Устройства блокировки звонков обычно представляют собой небольшие блоки, подключаемые к телефону. Некоторые устройства используют базы данных на основе черных списков, содержащих известные номера мошенников, но также позволяют добавлять номера, которые требуется заблокировать. Другие устройства подразумевают, что пользователь создает и обновляет собственный черный список номеров, которые требуется заблокировать.

VoIP

При использовании протокола передачи голосовых данных по Интернету (VoIP) в качестве стационарного телефона можно обратиться к поставщику услуг и уточнить, предоставляется ли программное обеспечение, предотвращающее автоматические звонки, и если да, то узнать о доступных вариантах и ценах. Даже если такая возможность отсутствует, вам все равно могут позволить отмечать нежелательные вызовы.

Как сообщить об автоматических звонках

В США об автоматических звонках можно сообщить в Федеральную торговую комиссию. Можно также зарегистрировать номер в Национальном реестре запрета звонков (однако это будет работать только с компаниями, соблюдающими закон, мошенникам не важно, внесен ли номер в этот реестр).

В Великобритании информацией о том, как сообщить о нежелательных звонках, в том в Службу телефонных предпочтений (Telephone Preference Service), располагает Бюро гражданских консультаций (Citizens Advice). В Австралии вы можете подать жалобу в Управление по связи и средствам массовой информации Австралии. В других странах есть аналогичные органы по рассмотрению жалоб.

Статьи по теме:

Что такое автоматические звонки и как их предотвратить?

Что такое автоматические звонки? Автоматические звонки могут досаждать и даже обернуться мошенничеством. В этой статье описано, что происходит при ответе на автоматические звонки и как их предотвратить.
Kaspersky Logo