Торговля людьми: как большие данные сделали из нас с вами товар на продажу

Любые наши действия в Интернете помогают развиваться технологиям анализа больших данных. А они, в свою очередь, могут не оставить камня на камне от вашей приватности.

Торговля людьми: как большие данные сделали из нас с вами товар на продажу

Основная валюта нашего времени — это информация. Данные покупают и продают, воруют и искажают, а также, само собой, собирают всеми возможными способами. Чтобы узнать что-нибудь интересное о человеке, вовсе не нужно обращаться к незаконным методам — для этого в большинстве случаев хватит открытой информации.

Торговля людьми: как большие данные сделали из нас с вами товар на продажу

С помощью специальных программ несложно проанализировать сведения, которые люди публикуют в социальных сетях в открытом доступе. Давайте разберемся, чего можно добиться с их помощью.

«Найди меня»

В апреле 2016 года фотограф из Петербурга Егор Цветков удивил Интернет своим фотопроектом, который называется «Твое лицо — это большие данные». Егор фотографировал людей в метро, а потом использовал популярное приложение FindFace, чтобы найти их профили в социальных сетях.

Создатели этого приложения проиндексировали все фото «ВКонтакте», находящиеся в открытом доступе, и научили свое детище находить совпадения с помощью технологии распознавания лиц. Евгений представил на суд общественности пары фотографий: снимок человека из метро и его аватарку «ВКонтакте». Таким образом, фотограф смог узнать многое о незнакомых ему людях, не вступая с ними в личный контакт.

Конечно, у всего этого есть и романтическая сторона: с помощью FindFace можно с легкостью найти в соцсети понравившуюся незнакомку. Но будем смотреть на вещи реалистичнее: далеко не каждый человек хочет, чтобы в социальной сети его мог найти первый попавшийся незнакомец. Потому что этот незнакомец может затем устроить кибертравлю, а то и что-нибудь похуже. Например, провести вот такое яркое, но весьма неоднозначное исследование, как это сделали на Social Data Hub.

Где «учат» древнейшей профессии

Команда Social Data Hub запустила провокационный проект, в рамках которого была собрана информация о 27 856 женщинах и 1387 мужчинах, практикующих продажную любовь. Используя SDH Vision, еще одну технологию распознавания лиц, ребята нашли профили этих людей в соцсетях и на основе собранной информации составили «рейтинг вузов Москвы, чьи выпускники занимаются проституцией». Все данные при этом брались исключительно из открытых источников.

https://twitter.com/SocialDataHub/status/646320652115419136

Естественно, все это относительно: чем престижнее вуз, тем выше вероятность, что выпускник отметит его в своем профиле. Соотношение мужчин и женщин в исходных данных указывает на то, что в любом случае лидировать будут более «девичьи» специальности, и у какого-нибудь горнодобывающего института шансов попасть в эту статистику будет очень мало. Тем не менее провокация удалась.

Связанные одной сетью

Сила соцсетей этим не ограничивается. Публикуя какие-нибудь сведения о себе онлайн, мы слабо представляем, какую картинку можно составить, сложив все кусочки пазла. Например, существует сервис, который позволяет визуализировать то, с кем вы знакомы в Сети.

На скриншоте внизу представлены два круга «друзей» в соцсети: мой и моей сестры. Каждая точка — это человек, который связан или со мной, или с ней. Что интересно, среди наших онлайн-друзей нашлись люди, которые знают друг друга и одну из нас, но не нас обеих.

Торговля людьми: как большие данные сделали из нас с вами товар на продажу

Если потратить некоторое время на изучение схемы, можно выделить круг друзей интересующего вас человека, так как он и его компания будут связаны между собой. Так, например, выглядит мой круг знакомств с прошлого места работы.

Торговля людьми: как большие данные сделали из нас с вами товар на продажу

Помните пословицу «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты»? Она работает. Если большинство людей в одном маленьком кругу объединяет одно увлечение, значит, и тот человек из этого круга, который вас интересует, с большой долей вероятности будет интересоваться тем же. Если все контакты указали в качестве места работы одну и ту же компанию, то вы, скорее всего, обнаружили строчку из резюме этого человека.

При должном желании можно быстро выделить наиболее вероятных бывших и настоящих поклонников заинтересовавшего вас человека, найти его коллег, семью и друзей, даже если они не указаны в его профиле, и узнать много других сведений о нем самом.

При этом упомянутый здесь сервис — это просто игрушка, сделанная, чтобы проверить свои силы и развлечь друзей. Возможности специализированного ПО гораздо шире, и с его помощью можно найти куда больше информации.

Живем в стеклянной банке. Что же делать?

Достаточно вспомнить о том, сколько разных камер установлено на улице и сколько снимков мы сами публикуем онлайн, — и станет понятно: современный мир гораздо прозрачнее, чем могло показаться. С помощью описанных в этой статье технологий по снимку человека легко найти его профиль в соцсети, а по профилю и списку друзей — восстановить огромное количество данных о нем. Наверняка наберется на целую биографию.

Чем больше та или иная компания знает о конкретном человеке, тем проще подобрать товары, которые ему можно продать, а также персональный подход, на который он, скорее всего, купится. И, поверьте, компании этим вовсю пользуются.

Соцсети давно стали тем самым бесплатным сыром, который можно найти только в мышеловке. Современные аналитические технологии совершенно официально сделали самого человека товаром, и в такой подаче этот факт понравится немногим. К тому же социальные сети — это удобная и увлекательная часть нашей жизни, так что никому не хочется смотреть на проблему под этим углом. Но надо что-то делать.

Способов борьбы с массовой слежкой придумано немало. Можно использовать необычные прически и странный макияж, сводящий с ума системы распознавания лиц, или носить одежду, которая не дает папарацци сфотографировать вас на улице. Капюшон и темные очки тоже спасают, чем активно пользуются кинозвезды и другие знаменитости.

Возможно, когда-нибудь к этому придем и мы с вами. Но прямо сейчас стоит хотя бы ограничить доступ к своей странице в социальных сетях. Кроме того, рекомендуем вам узнать побольше о том, как можно сохранить конфиденциальность онлайн.

У нас есть серия статей, в которых объясняется, как задать оптимальные настройки конфиденциальности для «ВКонтакте», Facebook, Instagram, LinkedIn и «Одноклассников». Надеемся, что они помогут вам разобраться со всеми непонятными настройками в соцсетях.

Если настроите все правильно, это поможет несколько ограничить возможности преобразования вас в очередную частичку больших данных, при этом ничуть не испортив вашу онлайн-жизнь.

Кстати, мы провели собственное исследование касательно FindFace и выяснили немало интересного. Например, то, что личность одного из наших сотрудников украли.

Советы